Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Горшунова,
судей Ю.Р.Мочаловой, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре Р.Т. Низамовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе О.А. Константиновой на заочное решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года, которым постановлено:
исковые требования О.А. Константиновой к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ... , находящемся по адресу: "адрес" , и об обязании выдать разрешение на строительство жилого дома по указанному адресу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав О.А. Константинову и ее представителя О.Н. Трушникову, поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О.А. Константинова обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в выдаче разрешения на строительство жилого дома и об обязании выдать такое разрешение.
В обоснование требований указала, что решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 декабря 2010 года за нею признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" . Этот дом расположен на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", который также принадлежит ей на праве собственности.
В 2013 году О.А. Константинова решила на указанном земельном участке построить новый жилой дом, для чего обратилась с заявлением к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Однако в выдаче разрешения на строительство муниципальным органом было отказано на том основании, что земельный участок О.А. Константиновой находится в санитарно-защитной зоне предприятия, что исключает возможность возведения на нем жилого дома.
Заявитель полагала такой отказ незаконным, поскольку ее участок относится к землям населенных пунктов, ограничений по разрешенному виду его использования не имеется, ранее выстроенный на нем жилой дом был приобретен О.А. Константиновой до установления такой зоны.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представители Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ФГУП ПО "Завод имени Серго" в судебное заседание не явились, извещены.
Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе О.А. Константинова просит решение суда отменить, указывая, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие установление в предусмотренном законом порядке санитарно-защитной зоны предприятия и ее размера в районе расположения принадлежащего ей земельного участка.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 13 указанной статьи предусмотрено право органа местного самоуправления отказать в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 декабря 2010 года за О.А. Константиновой признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"
На основании договора купли-продажи от 16 апреля 2012 года за О.А. Константиновой зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 1605 кв.м по названному выше адресу, с категорией земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.
В 2013 году О.А. Константинова решила на принадлежащем ей земельном участке построить новый жилой дом, для чего обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района отказал О.А. Константиновой в выдаче разрешения на строительство жилого дома в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок, на котором она имела намерение осуществить строительство, располагается в санитарно-защитной зоне предприятия, что отражено в градостроительном плане земельного участка, утвержденном постановлением исполнительного комитета города Зеленодольск от 8 апреля 2013 года N01-08-184.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером ... по адресу: "адрес" разрешено использовать для ведения личного подсобного хозяйства.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку действующие нормативы не предусматривают возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке О.А. Константиновой, располагающемся в санитарно-защитной зоне предприятия 1 класса опасности.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Согласно статье 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (пункт 2).
В силу с части 3 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся и санитарно-защитные зоны (пункт 4 статьи 1), устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.
Согласно п.7.1.1.38 раздела VII Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона данного предприятия составляет 1000м.
Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлен запрет на размещение в санитарно-защитной зоне жилой застройки, включая отдельные жилые дома.
Введенным в действие с 20 мая 2011 года Приказом Минрегиона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N820 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" установлено (пункт 8.2), что в пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома.
Из градостроительного плана, выкопировки из карты-схемы расположения ОАО "ПОЗиС" усматривается, что земельный участок, на котором О.А. Константинова имела намерение осуществить строительство, располагается в санитарно-защитной зоне цеха N15 ОАО "ПОЗиС", занимающегося производством боеприпасов и взрывчатых веществ.
При таких обстоятельствах районным судом сделан правильный вывод о правомерности действий органа местного самоуправления по отказу в выдаче О.А. Константиновой разрешения на строительство.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции обстоятельств и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Санитарно-защитная зона отражается в документах территориального планирования вне зависимости от наличия либо отсутствия проекта санитарно-защитной зоны, разработанного эксплуатирующей организацией (пункт 3.9 СанПиН и часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Даже отсутствие установленной на основе утвержденного органом Роспотребнадзора проекта границы санитарно-защитной зоны производственного объекта (на что ссылается представитель О.А. Константиновой), не может указывать на возможность неограниченного использования земельных участков, расположенных в непосредственной близости от территории, относящейся к этому производственному объекту.
При разрешении вопроса об определении на местности названной санитарно-защитной зоны необходимо учитывать нормы градостроительного законодательства.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу О.А. Константиновой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.