Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Каминского Э.С., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционному представлению прокурора Кировского района города Казани Вахитова Р.Р. на решение Кировского районного суда города Казани от 1 апреля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления прокурора Кировского района города Казани в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани о понуждении оборудовать вход в образовательное учреждение пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов - отказать.
Проверив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры Республики Татарстан Гумерову Г.Р. в поддержку представления, представителя МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани ФИО6 , с представлением не согласившуюся, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района города Казани, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани о понуждении оборудовать вход в образовательное учреждение пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.
В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой Кировского района города Казани проведена проверка исполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в деятельности МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани.
Проверкой установлено, что вход в здание не отвечает требованиям доступности объектов для инвалидов и маломобильных групп населения - не оборудован пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.
Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание общеобразовательного учреждения нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством.
Представитель прокурора ФИО7 в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани ФИО6 заявление не признала.
Представитель третьего лица - ИК МО города Казани ФИО8 с заявлением не согласился.
Суд принял решение вышеприведенной формулировке.
В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью. В представлении отмечено, что судом неполно исследованы обстоятельства дела. Ссылка суда лишь на трудовое соглашение на выполнение работ и акт приемки выполненных работ является несостоятельной, так как данные доказательства не подтверждают надлежащего оборудования входа в здание.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Республики Татарстан ФИО5 настаивала на удовлетворении апелляционного представления.
Представитель МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани ФИО6 возражала против удовлетворения апелляционного представления.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов (ООН, 13 декабря 2006 года), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места (п. "а").
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также соответствие их общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов 31 января 2014 года выявлено, что доступ в учреждение образования МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани не отвечает требованиям доступности объектов для инвалидов и маломобильных групп населения - так, как вход в вышеуказанное учреждение не оборудован пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований прокурора, сославшись на трудовое соглашение на выполнение работы от 16 марта 2014 года, акт приемки выполненных работ, представленной фототаблицы, указал, что вход в здание оборудован пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.
Вместе с тем судебная коллегия с выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Требования, предъявляемые к пандусам, закреплены в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605 и введенных в действие с 1 января 2013 года.
Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
В соответствии с пунктами 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Выполнение работ по реконструкции входной группы групп МБОУ "Русско татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани, в нарушение требований пункта 1.2 СП 59.13330.2012, не было согласовано с территориальным органом социальной защиты и представителями общественных объединений инвалидов.
Кроме того, при рассмотрении данного гражданского дела судом не установлен факт соответствия установленного пандуса вышеуказанным требованиям и нормам.
При повторной проверке проведенной прокуратурой 30 апреля 2014 года установлено, что уклон данного пандуса составляет 1:40, что не соответствует требованиям Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605.
Согласно пункту 4.1.14 указанного Свода правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м.
Таким образом, реконструкция входа в помещение школы N 81 была произведена с нарушениями требований СП 59.13330.2012, пандус не соответствует указанным требованиям, что не позволяет удовлетворять нужды инвалидов-колясочников.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований прокурора Кировского района города Казани.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Россий1ской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением заявления прокурора с МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования города Казани в размере 4000 рублей.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, пунктами 1 и 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Казани от 1 апреля 2014 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Заявление прокурора Кировского района города Казани удовлетворить.
Обязать МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани оборудовать вход в здание образовательного учреждения устройством для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения.
Взыскать с МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа N 81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования города Казани в размере 4000 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.