СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 16 июня 2014 года дело по апелляционным жалобам Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и Администрации МО ГО "Воркута"
на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 03 апреля 2014 года, по которому
Признано право Зубович С.И. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья для переселения из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет "Дата обезличена" по категории "инвалиды".
Администрация Муниципального образования городского округа "Воркута" обязана восстановить Зубович С.И. в очереди на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет "Дата обезличена" по категории "инвалиды",
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зубович С.И. обратился в суд с иском о признании за ним права на получение социальной выплаты, о включении в очередность с датой постановки на учет "Дата обезличена" . В обоснование требований указал, что его мать З.З. состояла на учете на переселение из районов Крайнего Севера с использованием средств федерального бюджета. Истец был включен в список как член семьи З.З. и полагает, что как член семьи умершего гражданина, имеет право на сохранение в очереди с учетом даты постановки его матери и очередности предоставления жилищной субсидии.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и Администрация МО ГО "Воркута" просят решение суда отменить, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанным федеральным законом установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий: - в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); - во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; - в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Из материалов дела следует, что З.З. состояла на учете в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет "Дата обезличена" г. по категории "инвалиды", состав семьи 2 человека вместе с истцом Зубович С.И., являющиися ее сыном. "Дата обезличена" З.З. умерла.
З.З. состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севра и приравненных к ним местностей по категории "инвалиды" с датой постановки на учет "Дата обезличена" . номер очереди "Номер обезличен" .
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" . З.З. снята с учета граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, в соответствии с п. 21 "з" Постановления Правительства РФ от 10.12.2012г. N 879 (в связи со смертью заявителя).
Признавая исковые требования Зубовича С.И. обоснованными, суд первой инстанции исходил из того, что действующие закнодательство не предусматривает запрета на сохранение очередности за членами семьи умершего лица, состоящего в очереди.
Согласно ст.1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" в редакции, действующей с 01 января 2012 года, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не была предусмотрена возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии. Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002г. N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не устанавливал.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определение от 12 марта 2013 года, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Зубович С.И., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до ее получения, не может быть лишен права на получение жилищной субсидии в связи с фактом смерти его матери З.З. до 1 января 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее действовавшим законодательством не была предусмотрена возможность перевода очереди на другого члена семьи умершего гражданина, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 03 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и Администрации МО ГО "Воркута" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.