Судья Челябинского областного суда Свинцова Г.В., при секретаре Ибрашевой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по жалобе Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на постановление по делу об административном правонарушении от 31 января 2014 года и решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 07 мая 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением 74 АА 001821 по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом, вынесенным начальником ОГИБДД МО МВД РФ "Чебаркульский" Челябинской области 31.01.2014 года, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, обратилось с жалобой в городской суд. Решением судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 07.05.2014 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, адресованной в Челябинский областной суд, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области просит постановление должностного лица и решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что Министерством приняты необходимые меры по нанесению дорожной разметки на автодороге железнодорожная станция Бишкиль-Варламово, а именно: в рамках утвержденной Правительством Челябинской области 22.10.2013 года государственной программы Челябинской области "Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области на 2014-2016 годы" 22.11.2013 года на сайте РФ размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области. По итогам
аукциона Министерством с *** 30.12.2013 года заключен государственный контракт на выполнение вышеуказанных работ, в том числе и на автодороге железнодорожная станция Бишкиль-Варламово в части нанесения горизонтальной разметки. Указанное свидетельствует, что отсутствие горизонтальной разметки на спорной автодороге установлено 25.12.2013 года, то есть после принятия государственной программы и размещения извещения о проведении открытого аукциона. Также ссылается на то, что в 2010-2012 годах на автодороге железнодорожная станция Бишкиль-Варламово проводились ремонтные работы, в виду чего наряду с ограниченностью бюджетных средств, нанесение горизонтальной разметки не проводилось.
Представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области - Ком л ев А.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы и дополнения к ней.
Представитель ОГИБДД МО МВД РФ "Чебаркульский" Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены, в связи с чем судья областного суда на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области -Комлева А.В., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в связи с произошедшим 25.12.2013 года ДТП ст. госинспектором ОГИБДД МО МВД России "Чебаркульский" был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, согласно которого на участке автодороги Бишкиль-Варламово 34,1 км, 35 км. на проезжей части отсутствует горизонтальная дорожная разметка, разделяющая полосы движения.
27.12.2013 года ст.госинспектором ОГИБДД МО МВД России "Чебаркульский" в отношении юридического лица - Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что на проезжей части участка автомобильной дороги Бишкиль-Варламово, 35-й км в нарушение главы 4.2 ГОСТ Р 50597-93 отсутствует горизонтальная дорожная разметка, которая предусмотрена проектом организации дорожного движения, что угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан и их имуществу. 22.01.2014 года в отношении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол об административном
2
правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
31.01.2014 года начальником ОГИБДД МО МВД России "Чебаркульский" Челябинской области вынесено постановление о привлечении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы об отмене указанного постановления, судья городского суда исходил из того, что наличие в действиях Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждено материалами дела.
Судья областного суда с данными выводами судьи городского суда находит возможным не согласиться.
В силу ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступает безопасность дорожного движения, под которой в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
В ст. 2 ФЗ "О безопасности дорожного движения" раскрыты основные термины данного Закона, в частности указано, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение
з
причин возникновения дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу п. 3 ст. 6 указанного Закона осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 указанного Закона закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, лицами, ответственными за содержание, ремонт, обеспечение безопасности движения на дорогах, являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также иные лица, на которых возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог.
В силу п.п. 1 ,7 Положения, структуры и штатной численности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим разработку и реализацию единой государственной политики Челябинской области в ряде подведомственных отраслей, в том числе: строительство, транспорт, дорожное хозяйство.
Исходя из вышеуказанного Положения функциями Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области являются, в том числе: участие в реализации федеральных,
4
областных, целевых и инвестиционных программ в
подведомственных отраслях; мобилизационная подготовка автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области; участие в организации и проведении конкурсов на поставку товаров, выполнение работ; оказание услуг для государственных нужд в подведомственных отраслях; осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, переданных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, а так же осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Челябинской области N 347-П от 22.10.2013 года была утверждена государственная программа Челябинской области "Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области на 2014-2016 годы". Ответственным исполнителем указанной госпрограммы является Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
Как следует из материалов дела в целях реализации возложенных на него функций Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по результатам открытого аукциона в электронной форме 30 декабря 2013 года заключило с *** государственный контракт N 2013.269021 /139-д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области (центральная зона). В соответствии с указанным контрактом *** приняло на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области (центральная зона) в соответствии с техническим заданием (приложение 1) и перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области для выполнения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки в 2014 году (приложение N" 3). Определены сроки выполнения работ 01.01.2014 г. - 31.12.2014 г.
Из приложения N 3 к государственному контракту от 30.12.2013 года следует, что в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области для выполнения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки в 2014 году включена, в том числе и автомобильная дорога железнодорожная станция Бишкиль- Варламово протяженностью 50,500 км.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и
5
норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в данном случае Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на день возбуждения дела об административных правонарушениях 27.12.2013г. и на день составления протокола об административном правонарушении - 22.01.2014г. были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований, за нарушение которых ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Данное обстоятельство, а также низкий (менее 50% от нормативной потребности) уровень бюджетной обеспеченности расходов на содержание дорог в предшествующие периоды должностным лицом вынесшим постановление и судьей первой инстанции учтены при рассмотрении дела не были.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении от 31.01.2014 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 07.05.2014 года, вынесенные в отношении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
Постановление 74 АА 001821 от 31 января 2014 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 07 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в
б
отношении Министерства строительства, инфраструктуры и
дорожного хозяйства Челябинской области - отменить.
Производство по делу в отношении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области прекратить.
Судья
Г.В. Свинцова
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.