Судья Челябинского областного суда Шигапова СВ., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Узбекистана Ибрагимова Р.И. по жалобе Ибрагимова Р.И. на постановление судьи Нагайбакского районного суда Челябинской области от 04 мая 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Нагайбакского районного суда Челябинской области от 04 мая 2014 года Ибрагимов Р.И. признан виновным по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что он, являясь гражданином Узбекистана, не имея гражданства Российской Федерации, нарушил режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, чем нарушил требования Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, Ибрагимов Р.И. обратился с жалобой в Челябинский областной суд и просил отменить постановление с прекращением производства по делу.
В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение норм процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает об исследовании судьей не всех обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку назначенное наказание определено судьей без учета норм международного права с существенным ограничением прав иностранного гражданина и граждан Российской Федерации на личную и семейную жизнь. Так, судья районного суда при рассмотрении дела не учел факт проживания заявителя на территории Российской Федерации с 2002 года, а также наличие у него на иждивении троих несовершеннолетних детей и супруги, которые являются гражданами Российской Федерации.
2
В судебное заседание Ибрагимов Р.И., представители Отдела МВД России по Нагабайскому району Челябинской области, Нагайбакский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства. Судья областного суда определил о возможности рассмотрения дела в их отсутствие в силу положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защитник Ибрагимова Р.И. - Хисматуллин И.Н., действующий на основании ордера " 1985 от 09 июня 2014 года, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, сославшись на изложенные в ней обстоятельства.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав мнение защитника заявителя, нахожу судебное решение подлежащим изменению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные требования закона судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не выполнены.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что законно находящимся в Российской Федерации является иностранный гражданин, имеющий действительные вид на жительство, либо
3
разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу требований части 2 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в
4
Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, , влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, гражданин Узбекистана Ибрагимов Р.И. въехал на территорию Российской Федерации в 2002 году.
В настоящее время Ибрагимов Р.И. находится на территории Российской Федерации, при этом, документов, подтверждающих выдачу ему визы или разрешения на временное проживание (пребывание), или вида на жительство, не имеется. Документы, подтверждающие право на пребывание на территории России утратил, однако в соответствующий орган с заявлением не обращался. Таким образом, проживая без регистрации по адресу: Челябинская область, поселок Нагайбакский, улица Школьная, 8, без документов подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, нарушил режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Ибрагимов Р.И. с протоколом об административном правонарушении не согласился, о чем свидетельствует его подпись.
Факт совершения Ибрагимовым Р.И. правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 04 мая 2014 года, письменными объяснениями Ибрагимова Р.И., М.А.Г ... от 04 мая 2014 года, копией паспорта иностранного гражданина Ибрагимова Р.И. и другими материалами дела, исследованными в ходе судебного заседания.
При вынесении оспариваемого постановления судья районного суда учитывал отсутствие у Ибрагимова Р.И. документов, подтверждающих его право на проживание на территории Российской Федерации.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства получили надлежащую оценку судьи районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5
Указанные доказательства являются допустимыми и достаточными для установления виновности Ибрагимова Р.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Ибрагимову Р.И. разъяснены.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности Ибрагимова Р.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах действия Ибрагимова Р.И., выразившиеся в нарушении им режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обоснованность привлечения Ибрагимова Р.И. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствующие выводы судьи сомнений не вызывают.
Между тем, заслуживают внимания доводы жалобы о том, что наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации необоснованно назначено судьей районного суда без учета норм международного права с существенным ограничением прав иностранного гражданина и граждан Российской Федерации на личную и семейную жизнь ввиду наличия близких родственников у заявителя, являющихся гражданами Российской Федерации.
Так, при вынесении постановления о назначении Ибрагимову Р.И. административного наказания судьей районного суда в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об
6
административных правонарушениях положения части 2 статьи 4.1 данного Кодекса, учтены не были, фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, правовой оценки не получили.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что на территории Российской Федерации у Ибрагимова Р.И. проживает несовершеннолетний ребенок - гражданин России - И.С.Р., *** года рождения.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Ибрагимову Р.И. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Нагайбакского районного суда Челябинской области от 04 мая 2014 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Ибрагимову Р.И. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
При этом, назначая Ибрагимову Р.И. наказание необходимо учесть отсутствие привлечений его к административной ответственности за
7
аналогичные правонарушения, наличие у него на территории Российской Федерации тесных родственных связей, что делает невозможным его выдворение за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Нагайбакского районного суда Челябинской области от 04 мая 2014 года, вынесенное в отношении Ибрагимова Р.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из него указание на назначение Ибрагимову Р.И. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Нагайбакского районного суда Челябинской области от 04 мая 2014 года оставить без изменения, жалобу Ибрагимова Р.И. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.