Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" Захарченко О.Ю. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Тракторозаводского района г. Челябинска от 29 ноября 2013 года и решение судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 28 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Санрайз Регионы-Челябинск",
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Тракторозаводского района г. Челябинска от 29 ноября 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 28 января 2014 года, ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в порядке надзора, законный представитель ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" Захарченко О.Ю. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, является административным правонарушением и влечет административную ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям
2
и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор влечет административную ответственность в соответствии сч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 1 от 10 января 2013 года проведена плановая выездная проверка юридического лица - ООО "Санрайз Регионы-Челябинск", расположенного по адресу: ***, 26 февраля 2013 года с 14-00 до 15-00 часов, 05 марта 2013 года с 14-30 до 15-00 часов. В ходе указанной проверки в помещениях ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки государственным инспектором Челябинской области по пожарному надзору вынесено предписание N 1/1/1 от 05 марта 2013 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 02 сентября 2013 года (л.д. 8,9).
На основании распоряжения начальника УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от 19 августа 2013 года N 182 в помещении ООО "Санрайз Регионы-Челябинск", находящегося по адресу: ***, 25 сентября 2013 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности, с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1/1/1 от 05 марта 2013 года, срок исполнения которого истек 02 сентября 2013 года.
Копия распоряжения вручена представителю юридического лица Захарченко О.Ю. - 23 сентября 2013 года (л.д. 6).
Таким образом, распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки N 182 от 19 августа 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки государственным инспектором Челябинской области по пожарному надзору выявлено невыполнение ООО
3
"Санрайз Регионы-Челябинск" пунктов 6,11-15 предписания 1/1/1 от 05 марта 2013 года в установленный срок - 02 сентября 2013 года.
В связи с выявленным нарушением в отношении ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Мировым судьей пункты 12,13,14,15 предписания N 1/1/1 от 05 марта 2013 года признаны излишне вмененными, при этом мировой судья обоснованно исходил из того, что неисполнение требований предписания об устранении нарушений пожарной безопасности, выявленных на втором этаже здания, не являются обоснованным, поскольку 31.05.2013 года договор аренды второго этажа здания с обществом расторгнут, помещение передано арендодателю по акту.
Основанием для привлечения юридического лица - ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ послужило неисполнение в установленный срок до 02 сентября 2013 года обязательных к исполнению мероприятий, изложенных в пунктах 6,11 предписания N 1/1/1 от 05 марта 2013 года, а именно: распашные двери в воротах, расположенных в восточной части здания на первом этаже, закрыты на замок и запенены (п. 35 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации"), стены тамбура входа, на путях эвакуации, с южной стороны объекта обшиты пластиковыми панелями, сертификат на панели не представлен (п. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Факт совершения ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом N ПО об административном правонарушении от 02 октября 2013 года (л.д. 2); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 19 августа 2013 года N 182 (л.д. 6); предписанием N 1/1/1 от 05 марта 2013 года (л.д.8,9) и другими материалами дела.
Представленным в материалы дела доказательствам судьями при рассмотрении дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.
Юридическое лицо ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" в соответствии с договором аренды N *** от 01 декабря 2012 года использует нежилое помещение, расположенное по адресу: *** с целью размещения складских, торговых и офисных помещений.
Согласно п.2.2.3 указанного договора арендатор обязуется содержать помещение в полной исправности и нормальном санитарном состоянии, соответствующем требованиям СЭС, обеспечивать пожарную и электрическую безопасность.
4
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные ст. ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ, разъяснены, копия протокола вручена законному представителю ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" в установленном законом порядке.
Доводы жалобы о том, что пункт 6 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 1/1/1 от 05 марта 2013 года является незаконным, поскольку распашные двери в воротах, расположенные в восточной части здания на первом этаже, не являются эвакуационным выходом, несостоятельны.
В соответствии с п. 35 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации" запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
Пунктами 5.21, 6.13 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" установлено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения ФЗ - предприятия по обслуживанию населения (помещения этих предприятий характерны большей численностью посетителей, чем обслуживающего персонала): Ф3.1 предприятия торговли.
Из материалов дела видно, что распашные двери в воротах, расположенные в восточной части здания на первом этаже закрыты на замок и запенены, из чего следует, что возможность свободного открывания изнутри без ключа отсутствует. Восточные ворота являются эвакуационным выходом (л.д.8 оборот). Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями государственного инспектора по пожарному надзору Г.И.С ... (л.д. 46 оборот).
5
Ссылки в жалобе на копию плана эвакуации (л.д.58) не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент проведения плановой выездной проверки 26.02.2013 года, а также на момент проверки исполнения предписания N 1/1/1 от 05 марта 2013 года руководитель ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" Захарченко О.Ю. не оспаривал, что ворота, расположенные в восточной части здания, являются эвакуационным выходом, возражений в предписании не указал, несмотря на то, что имел такую возможность. Достоверных доказательств наличия иного эвакуационного выхода обществом не представлено.
Утверждения в жалобе о том, что ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" не обязано представлять надзорному органу сертификат соответствия декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий для стен и потолков на путях эвакуации и в зальных помещениях, несостоятельны.
В силу п.6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.
Доказательств соответствия декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий для стен и потолков на путях эвакуации классу пожарной опасности материала, приведенного в таблицах 28,29 приложения к вышеуказанному закону, обществом не представлено.
В силу требований ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Таким образом, мировым судьей правильно сделан вывод о нарушении ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" требований пожарной безопасности, невыполнение в установленный срок законного предписания (п.п.6,11) органа, осуществляющего пожарный надзор.
По ходатайству лица, в отношении которого вынесено предписание, управление государственного пожарного надзора вправе было продлить срок исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Однако ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" с ходатайством о продлении срока предписания в органы государственного пожарного надзора не обращалось, о причинах невозможности выполнения предписания в известность не ставило.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и
6
норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предписания по устранению нарушений в области пожарной безопасности.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях юридического лица ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины юридического лица - ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Постановление о назначении юридическому лицу ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Как усматривается из представленных материалов дела, при назначении ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" административного наказания мировым судьей требования ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении юридического лица ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" и его защитника Панкова К.Ю. о месте и времени рассмотрения дела при пересмотре по жалобе судьей районного суда, являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, 04 октября 2013 года директором ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" Захарченко О.Ю. была выдана доверенность Панкову К.Ю. вести от имени ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" и в его интересах дела во всех судах общей юрисдикции, в том числе по делам об административном правонарушении со всеми правами какие предоставлены лицу, привлекаемому к административной ответственности. Доверенность выдана сроком на 1 год (л.д. 15).
Участвующие в деле лица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им процессуальными правами, в том числе правом на участие в судебном заседании.
7
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Данная норма закона направлена на необходимость обеспечения активного участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в процессе и на недопущение игнорирования вызовов в суд.
О месте и времени рассмотрения дела 27 января 2014 года в 16 часов защитник юридического лица ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" -Панков К.Ю. извещен заблаговременно 20 января 2014 года, о чем свидетельствует телефонограмма, которую лично принял Панков К.Ю. , действующий на основании доверенности, сведений об отзыве доверенности в материалы дела представлено не было (л.д. 61).
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что Панков К.Ю. не был извещен о рассмотрении дела.
Ходатайство Панков К.Ю. об отложении рассмотрения жалобы в материалах дела отсутствует. В силу ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ ходатайство заявляется в письменной форме. Об уважительности причин неявки Панков К.Ю. судье не сообщил, доказательств невозможности участия в судебном заседании 27 января 2014 года судье не представил.
При таких обстоятельствах судья районного обоснованно рассмотрел дело на основании имеющихся доказательств, что не противоречит требованиям КоАП РФ.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение; все доводы жалобы ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" получили надлежащую правовую оценку.
При рассмотрении дела мировым судьей защитник Панков К.Ю. принимал участие в судебном заседании, обосновывал свою позицию по делу, заявлял ходатайства, не был лишен возможности защищать права и законные интересы ООО "Санрайз Регионы-Челябинск", при пересмотре его по жалобе судьей районного суда участие в судебном заседании не принимал, распорядился предоставленными ему процессуальными правами по своему усмотрению. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
8
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Тракторозаводского района г. Челябинска от 29 ноября 2013 года и решение судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 28 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Санрайз Регионы-Челябинск" оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Санрайз Регионы-Челябинск" Захарченко О.Ю. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.