Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Жуковой Н.А., Лутфуллоевой P.P.,
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Ступина Л.П. на решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 18 марта 2014 года.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, истца Ступина Л.П., его представителя Суркина А.Н., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика Сурменева И.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ступин Л.П. обратился в суд с иском к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области об оспаривании распоряжения от 20 ноября 2013 года о прекращении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости и возобновлении ее выплаты.
В обоснование заявленных требований Ступин Л.П. указал на то, что с 13 января 2005 года замещал должность ****. С 01 апреля 2006 года ему была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии. Размер указанной доплаты был назначен в соответствии с п. 3 ст. 24 Устава Нагайбакского муниципального района. Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 19 сентября 2012 года N 59 п. 3 ст. 24 Устава изложен в новой редакции, ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в размере 40% ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Распоряжением Главы администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 20 ноября 2013 года N 493-р выплаты указанной доплаты прекращены с 01 ноября 2013 года. Этим же распоряжением отменено распоряжение администрации Нагайбакского муниципального района от 15 февраля 2013 года N 42-р, касающиеся изменения размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, выплачиваемой в его пользу. Считает, что закон не должен иметь обратной силы, изменения в законодательстве, ухудшающие его
2
положение, на него не распространяются.
Истец Ступин Л.П., его представитель Суркин А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представители ответчика администрации Нагайбакского муниципального района Сурменев И.В., Хасанова О.Г. заявленные требования не признали.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в судебном заседании участие не принимал.
Суд принял решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе истец Ступин Л.П. просит решение суда отменить ввиду нарушения и неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд не учел характер правоотношений, которые, по его мнению, являются трудовыми, не применил ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации. Считает, что у суда не имелось оснований полагать, что установление на территории Нагайбакского муниципального района гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии было обусловлено действием Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года N 245-30. По мнению заявителя, ошибочным является и вывод суда о том, что не имеет правового значения причина, по которой льгота в виде доплаты отменена.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что в период с 13 января 1997 года по 31 марта 2005 года Ступин Л.П. замещал выборную должность ****. Трудовые отношения с истцом прекращены в связи с истечением срока полномочий (л.д. 8 - 11). На основании распоряжения Главы администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 05 декабря 2005 года N 475р Ступину Л.П. была установлена ежемесячная доплата к трудовой
3
пенсии в размере **** руб. с 01 апреля 2006 года.
Законом Челябинской области от 27 марта 2008 года N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" определены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаемые уставами муниципальных образований, на территории Челябинской области.
22 февраля 2012 года Законом Челябинской области N 282-30 в статью 7 названного Закона внесены изменения и установлены гарантии трудовых прав депутата, члена выборного органа местного самоуправления: гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия депутата или члена выборного органа местного самоуправления на постоянной основе, в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в следующем размере: при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий депутата в течение одного созыва представительного органа местного самоуправления, но не менее трех лет - 20 процентов, в течение двух и более созывов, но не менее семи лет - 40 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности; при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий члена выборного органа местного самоуправления не менее трех лет - 20 процентов, не менее семи лет - 40 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на районный коэффициент (часть 2 статьи 7).
На основании вышеназванного закона Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 26 декабря 2012 года N 101 утверждено Положение о порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, осуществлявшим полномочия выборного должностного лица и депутата на постоянной основе.
Согласно п. 6 Положения ежемесячная доплата к трудовой пенсии при осуществлении лицом из числа депутатов Собрания депутатов своих полномочий на профессиональной постоянной основе в течение двух и более созывов, но не менее 7 лет, устанавливается в размере 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения
4
с должности (л.д. 14 - 20).
Решением Челябинского областного суда от 15 мая 2013 года, вступившим в законную силу 28 августа 2013 года, удовлетворено заявление Прокурора Челябинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими чч. 1 - 3 ст. 7 и ч. 1 - 3 ст. 17 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления".
Законом Челябинской области от 26 сентября 2013 года N 538-30 о внесении изменений в Закон Челябинской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" статьи 7 и 17 исключены.
На основании вышеуказанного закона Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 27 ноября 2013 года N 71 отменено решение Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 26 декабря 2012 года N 101 "Об утверждении положения о порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, осуществлявшим полномочия главы Нагайбакского муниципального района, депутата Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района на постоянной основе" (л.д. 24).
Распоряжением Главы администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 20 ноября 2013 года N 493-р Ступину Л.П. прекращена ежемесячная доплата к трудовой пенсии с 01 ноября 2013 года (л.д.21-23).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, относится к компетенции органа местного самоуправления, который вправе, но не обязан, за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в этом субъекте дополнительного обеспечения к применяемым в отношении этих лиц обязательным трудовым пенсиям.
Данные выводы судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на анализе действующего законодательства и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
5
Доводы апелляционной жалобы о том, что в отношении истца должно применятся законодательство, действовавшее на момент назначения ему доплаты к пенсии, и его последующая отмена не может лишать его ранее приобретенного права, не могу быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ч. 9 ст. 34, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В данном случае установление ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям муниципальных служащих являлось дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств Нагайбакского муниципального района. Доплата к пенсии является дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших муниципальных служащих. В силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат, их размера, отмены выплат, трудовые права истца или конституционное право на получение пенсии не нарушается. Орган местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия вышеуказанных доплат за счет собственных средств, исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей своим нормативным актом.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что
6
решение принято в соответствие с обстоятельствами дела, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в своих определениях, согласно которой в законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
Приведенная правовая позиция - с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим. В данном случае предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, относится к компетенции органа местного самоуправления.
Поскольку Решение Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 27 ноября 2013 года N 71 в установленном законном порядке незаконным не признано и не отменено, оснований для возложения на администрацию Нагайбакского муниципального района обязанности возобновить выплату истцу ежемесячного денежного вознаграждения, у суда не имелось.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Жалоба направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 18
7
марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ступина Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.