Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Астапенко С.А.
судей: Петровой С.Е., Решетникова М.Н.
при секретаре: Поспеловой М.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области ФИО4 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 17 декабря 2013 года о признании решения Совета депутатов муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 21.03.2013 N 278 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения", недействующим.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя Совета депутатов муниципального образования "Советское городское поселение" ФИО4 , возражения представителя прокуратуры Ленинградской области ФИО5 , судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области обратился в Выборгский суд Ленинградской области с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании решения Совета депутатов муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 21.03.2013 N 278 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения", недействующим, как не соответствующего части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ и пунктам 31 и 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491). Прокурор ссылается на то, что муниципальный совет не имел полномочий на принятие данного нормативного правового акта, был нарушен порядок принятия решения. Общее собрание собственников в многоквартирных домах надлежащим образом не проводилось, отсутствовал кворум; документы, свидетельствующие о проведении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах, в установленном законом порядке не составлялись.
В суде первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал. Представитель ответчика исковые требования прокурора не признал.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 17 декабря 2013 года иск Выборгского городского прокурора удовлетворен. Суд признал противоречащим закону и недействующим со дня принятия решения Совета депутатов муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 21.03.2013 N 278 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения".
На постановленное судом решение представителем МО "Советское городское поселение" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы мотивирует тем, что собственники многоквартирного дома на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. При этом, собрание собственников проводилось. Вопрос об установлении размера платы включался в повестку дня, решение по нему не принято. В связи с этим, орган местного самоуправления правомерно руководствовался при принятии решения п. 4 ст. 158 ЖК РФ. Часть квартир в каждом доме, перечисленном в решении Совета депутатов - муниципальные. Суд принимая положительное решение по заявленным прокурором требованиям, полагая, что нарушены права собственников жилых помещений, нарушает права нанимателей жилых помещений, проживающих по договорам социального найма (поскольку для них размер платы будет не установлен).
В дело были представлены протоколы собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: "адрес" . Из протокола N 1 усматривается, что кворум отсутствует и общее собрание собственников помещений не правомочно, однако данный протокол подтверждает факт проведения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Жилищный кодекс РФ не устанавливает процедуру обязательного проведения повторных общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирном доме у инициатора проведения такого собрания в случае отсутствия кворума при проведении таких собраний. Также податель жалобы ссылается на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 357-0-0 в соответствии с которым часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ не предполагает возможности принятия органами местного самоуправления произвольных решений. Реализуя полномочие по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда находит доводы жалобы обоснованными, решение суда подлежащим отмене в части.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Советом депутатов второго созыва муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области принято решение от 21.03.2013 N 278 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения" (далее по тексту - Решение от 21.03.2013 N 278).
Пунктом 1 Решения от 21.03.2013 N 278 установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения:
- для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда;
- для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом;
- для собственников жилых помещений, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В данном случае суд первой инстанции правомерно посчитал, что Решение от 21.03.2013 N 278 является нормативным правовым актом.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7).
Решение от 21.03.2013 N 278 опубликовано в газете "Выборг" и размещено в сети интернет на официальном сайте МО "Советское городское поселение".
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Выборгский городской прокурор принес протест от 06.08.2013 года N 573ж-2013 на Решение от 21.03.2013 N 278. В протесте прокурор потребовал Решение от 21.03.2013 N 278 отменить, так как противоречит положениям статей 44, 155, 156, 158, 162, 164 Жилищного кодекса РФ, пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491. На заседании Совета депутатов МО "Советское городское поселение" 15.08.2013 года протест Выборгского городского прокурора отклонен (л.д. 12, 13, 16).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Совет депутатов, принимая Решение от 21.03.2013 N 278, не располагал доказательствами, подтверждающими надлежащее проведение общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, по вопросу утверждения платы за содержание и ремонт жилых помещений на 2013 год. Общие собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах не проведены из-за отсутствия кворума. Доказательства проведения собственниками многоквартирных домов общих собраний по вопросам повышения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, установления такого размера органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, ответчиком также не представлены.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд пришел к выводу, что оспариваемое Решение от 21.03.2013 N 278 противоречит положениям ст. 156, ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, пунктов 34 и 36 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции в части признания противоречащим закону установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (абзац 3 пункта 1 Решения от 21.03.2013 N 278 ) по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действуют Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, которые в разделе III "Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества" регламентируют порядок установления органами публичной власти такой платы.
Пунктом 34 названных Правил предусмотрено, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом, то есть равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Между тем, как следует из материалов дела, в нарушение приведенных норм жилищного законодательства Решением от 21.03.2013 N 278 установлены ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения для всех собственников помещений муниципального образования независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому, и без проведения конкурсных процедур, что привело к нарушению прав собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории МО "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, которым плата за содержание и ремонт установлена вопреки их воле, без проведения необходимых конкурсных процедур, в нарушение установленного действующим законодательством порядка.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что вывод суда в части несоответствия абзаца 3 пункта 1 Решения от 21.03.2013 N 278 законодательству, имеющему большую юридическую силу, основан на правильном применении норм материального права.
Между тем, судебная коллегия находит ошибочной позицию суда о признании противоречащим закону иных положений оспариваемого прокурором нормативного правового акта.
Абзацами 2 и 4 пункта 1 Решения от 21.03.2013 N 278 установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения: для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; для собственников жилых помещений, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах.
Согласно пункту 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ).
Из пункта 3 статьи 156 и пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ следует, что у органов местного самоуправления есть право устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для трех категорий граждан:
- собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом;
- нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме;
- собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из представленных сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательств, следует, что часть жилых помещений в многоквартирных домах, перечисленных в Решениии от 21.03.2013 N 278, являются муниципальными. Собственники жилых помещений в этих многоквартирных домах не принимали решений об установлении или изменении платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах, признание судом абзацев 2 и 4 пункта 1 Решения от 21.03.2013 N 278 противоречащими закону, судебная коллегия находит ошибочным, основанным на неверном применении норм материального права.
Согласно частям 2, 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48).
Таким образом, положения Решениия от 21.03.2013 N 278, предусматривающие порядок опубликования и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта, не противоречат требованиям законодательства.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2013 года в части признания противоречащим закону и недействующим абзаца 3 пункта 1 решения Совета депутатов муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 21.03.2013 года N 278 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения" оставить без изменения.
В остальной части решение суда отменить, вынести по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Выборгскому городскому прокурору Ленинградской области - отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Гомзяков А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.