Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А., Решетникова м.Н.
при секретаре Поспеловой М.Е.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 января 2014 года, которым удовлетворены требования ООО "Евросеть-Ритейл" о признании незаконными предписаний администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 08.10.2013.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - ФИО2 , судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ООО "Евросеть-Ритейл" обратилось в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании незаконными предписаний администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 08.10.2013 N 004 и N 006.
В обоснование заявления указано, что 17.10.2013 года администрацией муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области ООО "Евросеть-Ритейл" выданы предписания на осуществление демонтажа рекламных конструкций от 08.10.2013 N 006 и N 004. Предписания обязывают ООО "Евросеть-Ритейл" осуществить демонтаж рекламных конструкций по адресам: "адрес" в течение месяца. С выданными предписаниями заявитель не согласен, поскольку конструкции, обследованные администрацией муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, являются вывесками, надпись на конструкциях "Евросеть" не содержит изображений единиц продукции конкретных видов товаров, призывов к приобретению тех или иных товаров.
Заявитель ссылается на ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", в соответствии с которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения фирменное наименование своей организации, место ее нахождение и режим работы. Также в заявлении приводятся разъяснения письма ФАС России от 24.01.2011 N АК/1829 "О разграничении понятий вывеска и реклама", согласно которым Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, заявитель ссылается на п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", согласно которому сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Заявитель полагает, что надпись "Евросеть" содержит наименование организации и не является рекламой.
В суде первой инстанции представитель заявителя поддержал заявленные требования. Представитель администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области возражал против удовлетворения заявления.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 января 2014 года требования ООО "Евросеть-Ритейл" о признании незаконными предписаний администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N 004 и N 006 удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области просит постановленное судом решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы мотивирует тем, что конструкции установлены с нарушением ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе", в соответствии с которой установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. ООО "Евросеть-Ритейл" разрешение на установление рекламных конструкций не получено. Податель жалобы полагает, что установленные ООО "Евросеть-Ритейл" рекламные конструкции не могут относиться к вывескам, так как превышают размеры вывески, предусмотренные Положением о размещении рекламных конструкций на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
На заседание судебной коллегии представитель ООО "Евросеть-Ритейл" не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Судебная коллегия, в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда находит решение суда подлежащим отмене, поскольку неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.
Из материалов дела следует, что администрацией муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области ООО "Евросеть-Ритейл" выданы предписания от 08.10.2013 года N 004 и N 006 о демонтаже рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания, установленной с нарушением ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно предписанию N 006 выявлена рекламная конструкция, расположенная по адресу: "адрес" , в виде четырех световых коробов:
короб над входом 3м х 0,5м, два короба по бокам от входа 1,5м x 3м, короб на торце здания со стороны ул. Приморская 3м х 0,5м.
Согласно предписанию N 004 выявлена рекламная конструкция, расположенная по адресу: "адрес" , в виде короба размером 0,5м х 12 м (угловой короб между первым и вторым этажом).
Из представленных в дело фотоматериалов видно, что по адресу: "адрес" над входом в здание имеется световой короб с надписью "Евросеть", два короба по бокам от входа с фотографиями товаров и надписями "телефоны, фотоаппараты, игры, ноутбуки, аксессуары, денежные переводы, авиа и ж/д билеты, прием платежей за услуги ЖКХ, билеты на матчи, концерты, в театр, штраф ГИБДД, погашение кредитов, пенсионное страхование". В угловой части многоквартирного дома на уровне второго этажа со стороны ул. Приморская прикреплен световой короб с надписью "Евросеть". По адресу: "адрес" установлен угловой короб между первым и вторым этажом здания с надписью салон связи "Евросеть" (л.д. 18-20).
Частью 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 года N 38-ФЗ (далее по тексту Закон о рекламе) предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
В силу пункта 2 части 2 статьи 2 Закона о рекламе его положения не действуют в отношении информации, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеют.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Советом депутатов муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области решением от 14.04.2009 N 243 утверждено Положение о размещении рекламных конструкций на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, устанавливающее требования к проектированию средств наружной рекламы, местам их размещения, технической экспертизе, размещению, эксплуатации и демонтажу средств наружной рекламы, а также порядок контроля за соблюдением требований (пункт 1.3 Положения).
Разделом 3 названного Положения о размещении рекламных конструкций на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области предусмотрены требования к отдельным выдам рекламы, вывескам и кронштейнам, расположенным на здании.
Согласно пункту 3.8.1. Положения о размещении рекламных конструкций на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, к обязательным и учрежденческим относятся вывески, размер которых не превышает 0,5 кв. м, расположенные не далее 1,0 м от входной двери, где находится предприятие, содержащие информацию, не имеющую рекламного характера: фирменное наименование предприятия с указанием профиля, режима работы, организационно-правовой формы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорные конструкции, указанные в предписаниях, не являются вывесками в понимании, определенном статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", так как имеют значительный размер, превышающий размеры, установленные Положением о размещении рекламных конструкций на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, в связи с чем относятся к рекламной конструкции.
Кроме того, короб, размещенный на торце здания со стороны ул. Приморская 3м х 0,5м, находится не при входе в помещение магазина ООО "Евросеть-Ритейл".
Фактически спорные конструкции, установленные на стенах многоквартирных домов, адресованы неопределенному кругу лиц. При этом размер конструкций свидетельствует о том, что целевым назначением размещения этих конструкций было не информирование потребителей о месте нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), а привлечение внимания к объектам оказания услуг и торговли, что характеризует их как рекламу.
Исходя из изложенного, решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 января 2013 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении заявления ООО "Евросеть-Ритейл" - отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Петров Р.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.