Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Решетникова М.Н.
судей Астапенко С.А., Шадриной Е.В.
при секретаре Поспеловой М.Е.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области ФИО6 на решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 21 января 2014 года о признании незаконным и отмене постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 , действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 , обратилась в Лодейнопольский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 15.11.2013 г. N 2273 об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылается на то, что в октябре 2013 г. обратилась в местную администрацию с заявлением о признании её с несовершеннолетним сыном - ФИО21 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на очередь, к заявлению были приложены все необходимые документы. Однако вышеназванным постановлением от 15.11.2013 г. N 2273 ей отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.1 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего кодекса документы.
В суде первой инстанции представитель ФИО1 требования поддержал, пояснив, что в постановлении не указаны основания отказа в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области требования не признал, мотивируя тем, что ФИО1 не представлены документы о родственных отношениях с другими лицами, зарегистрированными по адресу: "адрес" , а также не представлен правоустанавливающий документ, на основании которого ФИО1 занимает жилое помещение по месту регистрации. Кроме того, представитель заинтересованного лица указывает, что ФИО1 ухудшила свои жилищные условия, после чего еще не прошло пять лет с момента снятия ее с регистрационного учета по адресу: "адрес" .
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным в части постановление администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 15.11.2013 г. N 2273 об отказе в принятии на учет ФИО1 и ФИО2 в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отменив п.4 данного постановления.
На постановленное судом решение главой администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права. Доводы жалобы мотивирует тем, что из представленной заявителем формы N 9 не представляется возможным установить, являются или не являются ФИО1 и ее несовершеннолетний ребенок членами семьи ФИО9 , ФИО8 , ФИО10 - собственников жилого дома по адресу: "адрес" . Не представлены документы, определяющие состав семьи заявителей в форме судебного решения о признании их членами семьи сособственииков жилого дома или разными семьями по отношению к сособственникам жилого дома. Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что факт регистрации в жилом помещении подтверждает согласие на регистрацию всех собственников жилого помещения. По мнению заинтересованного лица, регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Ссылаясь на пункт 2.6.2. постановления администрации Лодейнопольского городского поселения от 04.08.2009 года N 341 "Об утверждении перечня и форм документов для признания граждан малоимущими, с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", податель жалобы указывает на то, что ФИО1 не представлен документ, подтверждающий ее право пользования жилым помещением, по адресу: "адрес" .
На апелляционную жалобу ФИО1 представлены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, поскольку доводы жалобы являются необоснованными.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. Судебная коллегия, в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда находит решение суда подлежащим отмене, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 01.11.2013 года обратилась в администрацию с заявлением о принятии ее с несовершеннолетним сыном ФИО7 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 15.11.2013 года заявление ФИО1 рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам администрации.
Постановлением администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 15.11.2013 г. N 2273 на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ ФИО1 и ФИО2 , зарегистрированным в жилом доме общей площадью 60,4 кв.м., находящемся по адресу: "адрес" , всего зарегистрировано 12 человек, было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как не представлены, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы.
В документах представленных заявителем вместе с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях представлены копии следующих документов: паспорт заявителя, свидетельство о рождении ФИО2 , справка формы N 9, технический паспорт домовладения, справка Лодейнопольского БТИ, свидетельства о государственной регистрации права долевой собственности на дом, СНИЛС, трудовая книжка, справка о доходах, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно справке формы N9 от 15.10.2013 года по адресу: "адрес" зарегистрированы ФИО1 , ее сын ФИО2 , а также ФИО8 , ФИО9 , ФИО10 , ФИО11 , ФИО12 , ФИО13 , ФИО14 , ФИО15 , ФИО16 , ФИО17
ФИО8 , ФИО9 и ФИО10 являются собственниками жилого дома по адресу: "адрес" .
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сам по себе факт регистрации ФИО1 и ФИО2 в жилом доме указывает на то обстоятельство, что собственники этого жилого дома выразили свое согласие на их регистрацию, поэтому представление какого-либо договора на право пользования жилым помещением не требуется.
Ссылаясь на справку Ф. N 9 и отсутствие судебных решений о признании членами семьи, суд сделал вывод о том, что семья ФИО1 состоит из двух человек (она и ее сын), и все лица, зарегистрированные в "адрес" , не являются их родственниками.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Как следует из части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 года N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Форма заявления о принятии на учет и перечень документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждаются Правительством Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 N 4 "Об утверждении перечня и форм документов по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Ленинградской области" утвержден перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (приложение 2).
Согласно приложению 2 названного Постановления Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 N 4 к Перечню документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся: документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), решение о признании членом семьи и т.п.); документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.).
Таким образом, необходимость представления заявителем, обратившимся с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, документов, подтверждающих состав семьи, право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами семьи, вытекает из требований вышеприведенных норм законодательства.
Имеющаяся в деле справка ф. 9 не указывает на согласие сособственников жилого дома на регистрацию по месту жительства в данном доме заявителя. При этом, заявления собственников жилого дома в орган регистрационного учета о регистрации заявителя по месту жительства в деле также не имеется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения
Исходя из совокупности материалов дела, сама по себе справка ф. 9 не подтверждает состав семьи заявителя.
Кроме того, нельзя признать правомерным указание суда первой инстанции на нарушение требований ч. 2 ст. 54 ЖК РФ при принятии администрацией МО Лодейнопольский муниципальный район решения об отказе в принятии на учет.
В силу ч. 2 ст. 54 ЖК РФ, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Как усматривается из п. 4 оспариваемого постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 15.11.2013 г. N 2273, требования положения ч. 2 ст. 54 ЖК РФ не нарушены, основания отказа - ч. 4 ст. 52 ЖК РФ в правовом акте указаны.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявителем не был представлен полный пакет документов, необходимых для подтверждения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязанность по представлению которых возложена на заявителей, что повлекло правомерный отказ администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем при наличии полного пакета документов, необходимых для подтверждения права заявителей состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, они не лишены возможности повторно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 21 января 2014 года отменить, вынести по делу новое решение.
ФИО1 , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 , в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Алексеенок Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.