Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,
при секретаре Бондареве Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2014 года, которым были удовлетворены предъявленные к ней требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Ленинградской области об обязании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц в части необеспечения функционирования канализационных очистных сооружений.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что с 23.07.2013 в отношении последнего проводилось административное расследование, в ходе которого был установлен факт несоблюдения администрацией Подборовского сельского поселения санитарно-эпидемиологических требований. Так, в ходе проверки было установлено, что канализационные стоки из жилых многоквартирных домов п. Подборовье поступают на канализационную накопительную станцию поселка, откуда затем откачиваются на нефункционирующие канализационные очистные сооружения и далее без очистки, самотеком, поступают на открытый грунт прилегающих территорий и в реку Обломна, которая протекает по территории п. Подборовье, д. Озеро Село, Васьково, Платаново, Марьино Село и используется местным населением в рекреационных целях. Необеспечение функционирования канализационных очистных сооружений свидетельствует о нарушении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: ст.ст. 18, 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999, СаНПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" п. 3.4, 3.6, 4.1.1, 4.1.2, 4.2, ст.ст. 11, 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 22.05.1998, СаНПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". Поскольку канализационные очистные сооружения находятся в собственности администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района, последняя 26.08.2013 была привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Кроме того, ответчику было выдано предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26.08.2013, со сроком исполнения до 29.09.2013, которое ответчиком так и не было исполнено. Т.к. необеспечение функционирования канализационных очистных сооружений п. Подборовье создает угрозу жизни и здоровью граждан, может повлечь возникновение и распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний и, как следствие, не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц, истец просил обязать ответчика прекратить противоправные действия путем организации водоотведения п. Подборовье (организации сбора и очистки канализационных стоков) согласно требований санитарного законодательства в срок, установленный судом.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (л.д.163-165).
Ответчик в суде первой инстанции против удовлетворения заявленного иска возражал, ссылаясь на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 41.1 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения производится посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством РФ о приватизации. В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 19.08.2013 N 1/08-2013 канализационные сети и канализационные очистные сооружения были переданы в аренду ООО "БокситогорскТеплоРесурс", что свидетельствует о том, что администрация свои полномочия по организации в границах поселения водоотведения осуществила. Поскольку в отношении арендатора процедура банкротства не проводится, его отказ от исполнения обязательств по договору аренды в администрацию не поступал, основания для принятия мер по организации водоотведения у нее отсутствуют. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Вместе с тем, пункт 3 ч. 1 ст. 41.3 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает обязанность арендатора поддерживать системы водоотведения в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание. Т.к. обследования очистных сооружений на предмет нуждаемости в ремонте истцом не производилось, а ООО "БокситогорскТеплоРесурс" в соответствии с пунктами 2.2.3, 2.2.5.1, 2.2.5.2 заключенного с администрацией договора аренды взяло на себя обязательства содержать арендуемое имущество в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами и правилами и нести ответственность за их исполнение, администрация Подборовского сельского поселения не может являться ответчиком по иску об обеспечении функционирования очистных сооружений. Кроме того, истцом не были представлены доказательства отбора им проб сточных вод и превышения нормативов допустимых сбросов, в связи с чем ссылки истца на нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не обоснованы.
Представитель третьего лица - Совета депутатов Подборовского сельского поселения в судебном заседании суда первой инстанции против удовлетворения иска возражал, поддержав позицию ответчика.
Третье лицо - ООО "БокситогорскТеплоРесурс" в судебное заседание не явилось, о рассмотрении дела извещалось надлежащим образом, возражений по иску не представило.
Решением Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2014 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Ленинградской области были удовлетворены (л.д.192-199).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение городского суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на доводы, аналогичные тем, которые приводились им в суде первой инстанции. Также в подтверждение незаконности обжалуемого решения администрация указывает на необоснованное руководство судом при разрешении спора положениями ФЗ "Об отходах производства и потребления", при том, что канализационные стоки к отходам производства и потребления не относятся, а также на неправильное применение судом норм процессуального права, рассмотревшим в порядке искового производства требования об обжаловании бездействия органов местного самоуправления с возложением на ответчика обязанности по совершению определенных действий.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, определить рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом, но неявившихся сторон и третьих лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. ст. 46 ГПК РФ подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения наделены правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом неопределенного круга лиц.
Статьей 3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 18 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведенного в отношении ответчика административного расследования был выявлен факт допущения последним нарушений санитарно-эпидемиологических требований, выразившихся в необеспечении функционирования здания и оборудования канализационных очистных сооружений в п. Подборовье, в результате чего канализационные стоки из жилых домов данного поселка без очистки поступают на открытый грунт и в реку Обломна, используемую местным населением в рекреационных целях. Из материалов дела также следует, что в связи с выявленными нарушениями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ответчик, как собственник находящихся в нерабочем состоянии очистных сооружений, был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с выдачей предписания об устранении нарушений в срок до 29.09.2013, которое местная администрация не исполнила до настоящего времени.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В силу ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Обязанность обеспечения организации водоотведения предусмотрена и Уставом МО "Подборовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области" (ст. 4 п. 4 Устава).
Таким образом, разрешая заявленный спор и установив факт нахождения канализационных очистных сооружений и здания станции перекачивания канализационных стоков в п. Подборовье в нерабочем состоянии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о совершении администрацией Подборовского Сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, собственностью которой являются указанные очистные сооружения, противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц в виде необеспечения их функционирования и необходимости обязания ответчика организовать сбор и очистку канализационных стоков в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Процессуальная форма рассмотрения дела по правилам ч. 3 ст. 330 ГПК РФ в любом случае основанием для отмены обжалуемого судебного постановления не является, т.к. не повлекла принятия неправильного решения. Прекращение противоправных действий путем организации сбора и очистки канализационных стоков в п. Подборовье согласно требований санитарного законодательства в течение года со дня вступления решения суда в законную силу устраняет допущенное нарушение права неопределенного круга лиц, в защиту интересов которого были предъявлены рассмотренные судом требования.
Довод администрации о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку осуществила свои полномочия по организации водоотведения в границах поселения путем заключения 19.08.2013 договора аренды муниципального имущества с ООО "БокситогорскТеплоРесурс", которое и обязано в силу п. 3 ч.1 ст. 41.3 закона "О водоснабжении и водоотведении" поддерживать переданные ему канализационные сети и сооружения в исправном состоянии, правомерно не принят городским судом во внимание.
Согласно ч. 2 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования системами водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, при этом п. 3 ч. 1 ст. 41.3 данного закона, действительно, устанавливает обязанность арендатора поддерживать переданные ему системы и (или) объекты водоотведения в исправном состоянии, проводить их текущий и капитальный ремонт, а также нести расходы на их содержание.
Вместе с тем, как правильно указал городской суд, порядок осуществления возложенного на арендатора капитального ремонта объекта капитального строительства, которым в т.ч. является система очистных сооружений, регламентирован правилами ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, согласно ч. 2 которой виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность таких объектов, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Таким образом, для исполнения установленных обязанностей арендатора систем (объектов), указанных в ч. 1 ст. 41.1 Закона "О водоснабжении и водоотведении", последний при проведении капитального ремонта должен заключать договоры на проведение вышеуказанных работ с саморегулируемыми организациями, имеющими соответствующий допуск. При этом общее правило п. 1 ст. 616 ГК РФ определяет, что эту обязанность несет арендодатель, если другое не предусмотрено законом или договором. Учитывая, что заключенным между ответчиком и ООО "БокситогорскТеплоРесурс" договором аренды обязанность по проведению капитального ремонта на арендатора не возложена (л.д. 108-113), и, как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось ответчиком, на момент передачи канализационных очистных сооружений арендатору, они уже находились в неисправном состоянии (л.д. 120, 121), городской суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются возложенные на него законом обязанности по обеспечению функционирования канализационных очистных сооружений в пос. Подборовье.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 327.1, ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.