Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Хрулевой Т.Е.
при секретаре Яровой Ю.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., возражения представителя прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей возможным изменить решение суда,
УСТАНОВИЛА:
Выборгский городской прокурор обратился в Выборгский городской суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга об обязании ООО "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных в квартале 54, выдела 33 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества, на земельном участке лесного фонда слева по дороге на "адрес" , находящемся в границах муниципального образования " "адрес" ", площадью 20 кв.м., специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
В основание требований указал на то, что на данном лесном участке, находящемся в аренде у ООО " "данные изъяты" " на основании договора от 10.11.2008 находится несанкционированное размещение отходов производства и потребления площадью 20 кв.м. Собственник отходов не установлен. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по очистке лесного участка от захламления нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
В суде представитель прокурора поддержал предъявленные требования по основаниям указанным в заявлении.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного заседания и не представившего доказательства уважительности причин не явки в суд.
27 декабря 2013 года Выборгским городским судом постановлено решение, которым заявление Выборгского городского прокурора удовлетворено.
ООО "РОСТ" не согласилось с законностью и обоснованностью решения суда, подало на него жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В основание жалобы указало на то, что свалка образовалась не от хозяйственной деятельности ООО "РОСТ", действующим законодательством обязанность по ликвидации свалки возложена на органы местного самоуправления.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО "РОСТ", надлежащим образом (факсимильной связью) извещенного о месте и времени судебного заседания и не представившего доказательств уважительности причин не явки в суд.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела подтверждается, что по договору аренды от 10.11.2008, часть лесного участка Выборгского участкового лесничества, находящегося в федеральной собственности (земли лесного фонда), включающего в себя также квартал 54, передана во временное пользование ООО "РОСТ" на срок до 31.12.2051.
По акту приема-передачи ООО "РОСТ" приняло в аренду указанный лесной участок.
По условиям договора аренды ООО "РОСТ" обязалось использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ, а также в соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ проводить мероприятия по защите лесного участка от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий.
Согласно акту обследования территории и акту о нарушении лесного законодательства от 21.08.2013, составленным лесничим Выборгского участкового лесничества, на указанном лесном участке, находящемся в аренде у ООО "РОСТ", обнаружено место размещения бытовых отходов, принадлежность которых к какому-либо собственнику, определить невозможно.
Из материалов дела следует, что лесной участок не находится в границах территории какого-либо населенного пункта и не является территорией зон отдыха населения (рекреационной).
Согласно ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 и подп. "а" п. 39 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При использовании лесов не допускается: загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке (в том числе очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06. 2007 г. N 414).
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, проводимых ООО "РОСТ".
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Изложенное так же подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Доказательства подтверждающие, что администрация какого-либо муниципального образования наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении данного земельного участка лесного фонда, в суд не представлены.
Правовые основания для освобождения ООО "РОСТ" от обязанности проведения мероприятий по очистке земель лесного фонда, находящихся у общества на праве аренды, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд обоснованно, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, удовлетворил заявление прокурора об обязании ООО "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда.
Согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ), в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом класс опасности отходов для окружающей природной среды подтверждается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденном приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.
Таким образом, деятельность по сбору и вывозу отходов V класса опасности или отходов, для которых класс опасности не установлен, лицензированию не подлежит.
Доказательствами по делу не подтверждается отнесение отходов, незаконно размещенных на лесном участке к I - IV классов опасности и их виду, что исключает возможность возложения на ООО "РОСТ" обязанности по их вывозу именно специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, что что влечет необходимость изменения решения суда в указанной части.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом изложенного, требований ст. 206 ГПК РФ судебная коллегия признает необходимым изменить решение суда первой инстанции, исключив из резолютивной части решения суда указание на специализированный транспорт и организацию, имеющую лицензию на право обращения с отходами, а также дополнить его указанием на обязанность ООО "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Указанный срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом в остальной части правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2013 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2013 года указание на специализированный транспорт и организацию, имеющую лицензию на право обращения с отходами.
Дополнить резолютивную часть решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2013 года указанием на обязанность общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Петров Р.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.