Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Филипповой Ю.А.,
Шумкова Е.С.,
при секретаре Белоусовой Е.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июня 2014 года гражданское дело по заявлению прокурора Верхотурского района в интересах Российской Федерации и муниципального образования городской округ Верхотурский о признании незаконным распоряжения и.о. главы Администрации городского округа Верхотурский от 25 марта 2014 года N 7 "О приеме на работу Зыкова А.В."
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Зыкова А.В.
на решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 07 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заявителя прокурора Верхотурского района Гавриной Ю.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Верхотурского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и муниципального образования городской округ Верхотурский о признании незаконным с момента принятия распоряжения и.о. главы Администрации городского округа Верхотурский от 25 марта 2014 года N 7 "О приеме на работу Зыкова А.В.", которым Зыков А.В. назначен на должность заместителя главы Администрации городского округа Верхотурский по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и принят на муниципальную службу с 25 марта 2014 года по 15 сентября 2014 года, с оплатой согласно штатному расписанию.
В обоснование требований указал, что распоряжение противоречит положениям статьи 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и части 1 статьи 37 Устава городского округа Верхотурский. При приеме Зыкова А.В. на должность муниципальной службы предусмотренный законодательством конкурс для замещения вакантной должности заместителя главы Администрации городского округа Верхотурский по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству не проводился, чем были нарушены требования закона.
Представитель заявителя прокурора Верхотурского района в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления, дополнительно просил признать незаключенным срочный трудовой договор, заключенный с Зыковым А.В. на основании оспариваемого распоряжения.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Верхотурский в судебном заседании оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Зыков А.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки в судебное заседание суду не сообщил, с просьбой об отложении судебного разбирательства по делу в суд не обращался.
Решением Верхотурского районного суда Свердловской области от 07 апреля 2014 года заявление удовлетворено, признано незаконным с момента принятия распоряжения и.о. главы Администрации городского округа Верхотурский от 25 марта 2014 года N 7 "О приеме на работу Зыкова А.В.", признан незаключенным срочный трудовой договор от 25 марта 2014 года N 5, заключенный с Зыковым А.В. на основании данного распоряжения.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Зыков А.В., оспаривая законность и обоснованность решения суда, просит его отменить по причинам неправильного применения судом норм материального права, нарушения норм процессуального права и рассмотрения дела в его отсутствие.
Заявителем прокурором Верхотурского района поданы возражения относительно апелляционной жалобы, в которых содержится несогласие с изложенными доводами и просьба об оставлении решения суда без изменения.
Заинтересованные лица Администрация Верхотурского городского округа, Зыков А.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание судебной коллегии не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании части 3 статьи 167 и части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения заявления о признании незаключенным срочного трудового договора от 25 марта 2014 года N 5, заключенного с Зыковым А.В. на основании оспариваемого распоряжения в связи с нарушением норм процессуального права.
Разрешая спор в части требований об оспаривании распоряжения, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы (часть 1).
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования (часть 2).
Статьей 37 Устава городского округа Верхотурский, регулирующей порядок поступления на муниципальную службу, замещения вакантной должности муниципальной службы, предусмотрено, что поступление гражданина на муниципальную службу, замещение вакантной должности муниципальной службы осуществляются на конкурсной основе в соответствии с федеральным законодательством о труде, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом, устанавливающим основы муниципальной службы в Российской Федерации.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы правовым актом соответствующего органа местного самоуправления образуется конкурсная комиссия, создаваемая в порядке, установленном нормативным правовым актом Думы городского округа. Решение конкурсной комиссии является основанием для издания правового акта о замещении гражданином соответствующей должности муниципальной службы.
Во исполнение требований Устава городского округа Верхотурский Думой городского округа Верхотурский принято решение от 30.05.2012 N 29 "Об утверждении Положения "О порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы в Администрации городского округа Верхотурский".
Суд первой инстанции проанализировал вышеуказанные положения федерального законодательства и муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, и пришел к обоснованному выводу о том, что при назначении заместителя главы администрации на должность муниципальной службы в обязательном порядке необходимо проведение конкурса, который в данном случае объявлен и проведен не был, какие-либо исключения для применения вышеуказанных норм законодательства отсутствуют.
Указанный вывод суда, свидетельствующий о незаконности оспариваемого распоряжения по причине нарушения порядка его принятия органом местного самоуправления, подробно мотивирован в решении, который судебная коллегия находит правильным.
Какие-либо опровергающие доказательства Администрацией городского округа Верхотурский представлены не были, в том числе и в суд апелляционной инстанции с учетом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения и его законности в силу положений статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Верхотурский фактически самоустранился от выполнения обязанности по доказыванию законности оспариваемого распоряжения.
Кроме того, суд правильно применил нормы Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 48-ОЗ "О Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований", в силу параграфа 3 которого к должностям муниципальной службы, учреждаемым в исполнительно-распорядительном органе муниципального образования, относящиеся к высшим должностям, относится заместитель главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
Исключение, которое предусмотрено статьей 37 Устава городского округа Верхотурский, когда по решению руководителя органа местного самоуправления при назначении на должности муниципальной службы конкурс может не проводиться, относится к группе младших должностей муниципальной службы, к которой должность, на которую назначен Зыков А.В., не относится.
Вышеуказанные обстоятельства не были оспорены в судебном заседании представителем Администрации городского округа Верхотурский.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица Зыкова А.В. являются несостоятельными, поскольку построены на неправильном толковании норм материального права, поскольку положения части 6 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" подлежат применению с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, которые установлены статьей 17, предусматривающей кроме назначения на должность конкурсный отбор. Цель проведения конкурсного отбора на муниципальной службе заключается в создании условий реализации гражданами права на равный доступ к муниципальной службе. При этом заключение трудового договора производится в обоих случаях.
Судебная коллегия также признает необоснованными доводы апелляционной жалобы о рассмотрении дела в отсутствие Зыкова А.В. без обсуждения уважительности причин неявки в судебное заседание. Как следует из материалов дела, Зыков А.В. был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д.14), что им не оспаривается в апелляционной жалобе, в судебное заседание не явился, с просьбой об отложении судебного разбирательства по делу в суд не обращался, причины неявки в судебное заседание суду не сообщил, что делало невозможным обсуждение судом уважительности причин его неявки. Как следует из протокола судебного заседания, судом обсуждалась возможность рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица Зыкова А.В. с вынесением протокольного определения, при этом возражения у сторон отсутствовали (л.д. 16).
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения в части признания незаконным оспариваемого распоряжения по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем в указанной части его следует признать законным и обоснованным.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части признания незаключенным срочного трудового договора от 25.03.2014 N 5, заключенного с Зыковым А.В., подлежит отмене с оставлением заявления в указанной части без рассмотрения по следующим основаниям.
Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение в части не отвечает указанным требованиям, поскольку в материалах дела отсутствует копия трудового договора, заключенного с Зыковым А.В., факт заключения которого в судебном заседании установлен и подтвержден не был, поскольку указанные требования отсутствовали в заявлении, поданном в суд. Какие-либо доказательства по указанным обстоятельствам судом истребованы не были и сторонами по делу, в том числе заявителем, в судебное заседание представлены не были. Дополнение заявленных требований заявителем в порядке, предусмотренном статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оформлено и предъявлено в суд не было.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные требования о признании незаключенным трудового договора подлежат рассмотрению в порядке искового производства, поскольку свидетельствуют о необходимости разрешения спора о праве, вытекающего из трудовых правоотношений, с оставлением заявления в части указанных требований без рассмотрения на основании положений части 4 статьи 1, части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применяемых по аналогии.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 07 апреля 2014 года в части признания незаключенным срочного трудового договора от 25.03.2014 N 5, заключенного с Зыковым А.В. на основании распоряжения о назначении Зыкова А.В. на должность заместителя главы Администрации городского округа Верхотурский по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и принятии на муниципальную службу с 25.03.2014 по 15.09.2014, отменить, заявление прокурора Верхотурского района в указанной части оставить без рассмотрения, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Зыкова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Соболева
Судьи Ю.А. Филиппова
Е.С. Шумков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.