Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
Судей Бакуменко Т.Н., Белоногого А.В.
при секретаре Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 мая 2014 года дело N 2-1106/14 по апелляционной жалобе Морозовой Натальи Викторовны на решение Красносельского районного суда Санкт- Петербурга от 20 января 2014 года по заявлению Морозовой Натальи Викторовны об оспаривании решения администрации района,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения заявителя Морозовой Н.В., представителя заявителя Морозовой Н.В. - Мухина Д.А., представителя заинтересованного лица администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Эбель И.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Красносельского районного суда Санкт - Петербурга от 20 января 2014 года отказано в удовлетворении заявления Морозовой Н.В. об оспаривании решения администрации Красносельского района Санкт -Петербурга об отказе в получения разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального (одноквартирного) жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес"
В апелляционной жалобе Морозова Н.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решения суда оставить без изменений по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела Морозова В.Н. на основании свидетельства о праве собственности от "дата" и
дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону от "дата" является собственником одно-двухэтажного каркасно-засыпного жилого дома, находящегося по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке, размером " ... " кв.м.
Письмом администрация Красносельского района Санкт-Петербурга N ... от "дата" Морозовой Н.В. отказано в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома.
В обоснование отказа администрация Красносельского района Санкт-Петербурга указала, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре N ... от "дата". Согласно представленной схеме реконструируемый индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке, находится в зоне минимально допустимых расстояний от объектов газоснабжения (магистрального газопровода), в которой не допускается размещение зданий, строений, сооружений.
Обосновывая заявленные требования, Морозова В.Н. ссылалась на то, что она является собственником возведенного еще до строительства объекта газоснабжения дома, запрета реконструировать ранее законно возведенные объекты недвижимости, расположенные в пределах минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, нормами права не предусмотрено.
Кроме того, по мнению заявителя, в настоящее время минимально допустимые расстояния до объектов газоснабжения какими-либо действующими строительными нормами и правилами не установлены. Предельные размеры объектов капитального строительства градостроительным планом также не установлены, остальные показатели соблюдаются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ администрации Красносельского района в выдаче Морозовой Н.В. разрешения на реконструкцию индивидуального (одноквартирного) жилого дома, является законным и обоснованным, отвечает требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, принят заинтересованным лицом в пределах установленной законом компетенции, с учетом требований Административного регламента, а потому не нарушает права и законные интересы заявителя.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора
доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Так, в силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Абзацем 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
Пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственнику земельного участка предоставлено право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним".
Исходя из пункта 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон, предназначены для застройки
жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации
градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми
собственниками земельных участков, землепользователями,
землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (этажности), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешая спор, суд установил, что для получения разрешения на строительство заявитель представила заинтересованному лицу требуемый комплект документов, в том числе градостроительный план земельного участка N ... , утвержденный распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга N ... от "дата". На чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования отмечено место допустимого строительства дома, охранные зоны газораспределительной сети, водопроводных сетей, а также указана зона минимально допустимых расстояний от объектов газоснабжения (магистрального газопровода).
Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство в соответствии с пунктом 2.8 раздела 2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, утвержденного распоряжением Комитетом по градостроительству и архитектуре от "дата" N ... , является несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, учитывая, что представленная заявителем проектная документация не соответствует градостроительному плану земельного участка, то судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда о правомерности отказа администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в выдаче заявителю разрешения на реконструкцию индивидуального (одноквартирного) жилого дома.
Также при оценке обстоятельств дела судебная коллегия учитывала, что пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ, предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов
трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Установление зон с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов было предусмотрено и ранее действующим законодательством - статьями 21, 106 Земельного кодекса РСФСР от 01 июля 1970 года (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 года), Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Законом СССР от 13 декабря 1968 года N 3401-7 (утратили силу с 15 марта 1990 года), пунктами 8 - 11, 26 Положения о землях транспорта, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 08 января 1981 года N 24, ст. 83 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года.
Пунктом 23 правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановление Совета министров СССР от 12 апреля 1979 года N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов" предусмотрено, что строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Данные положения закреплены и Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878.
Согласно пункту 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
В соответствии с пунктом 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Аналогичные требования были предусмотрены ранее действующими СниП П-45-75 "Магистральные трубопроводы", утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 годаИ 142.
Исходя из вышеприведенных положений, следует, что строительство и реконструкция зданий, строений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения.
Таким образов, судом первой инстанции правомерно были учтены охранные зоны, определенные в градостроительном плане земельного участка заявителя, поскольку действующие нормативные правовые акты предусматривают возможность установления охранных зон объектов газоснабжения.
Проверка правомерности сведений, внесенных в градостроительный план земельного участка заявителя, не входила в компетенции заинтересованного лица при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство.
Судом первой инстанции дана правильная оценка обстоятельству того, что дом заявителя, который она намерена реконструировать, фактически находится в охранной зоне, как не освобождающий заинтересованное лицо при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома требовать соблюдения градостроительного плана земельного участка N ...
Таким образом, судебная коллегия полагает, что, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам
материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию заявителя с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.