Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Ильичевой Е.В., Белоногого А.В.
при секретаре
У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июня 2014 года апелляционную жалобу К. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 января 2014 года по делу N2-514/14 по иску К. к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" о признании права на обеспечение жилым помещением,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения истца К.., представителя истца - Щ.., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ,
Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ "Западное
региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны
РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ
по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" о
признании права на обеспечение жилым помещением от Министерства
обороны РФ. В обоснование заявленных требований указала, что он проходил военную службу в Вооруженных силах РФ. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 10 лет 6 месяцев. Заявитель уволен с военной службы досрочно в связи с организационно-штатными мероприятиями. В период прохождения военной службы истец, в установленном порядке решением жилищной комиссии в/ч N ... от 03.12.2007 года был признан нуждающимся в предоставлении жилья. Перед увольнением с военной службы истец, имевший право на обеспечение жильем по избранному им после окончания военной службы месту жительства, письменно и с приложением необходимых документов обращался к командованию в/ч N ... с просьбой предоставить ему жилое помещение по установленным нормам по избранному месту жительства (города "адрес", или "адрес"). Вместе с тем, до настоящего времени ему не предоставлено от Министерства Обороны РФ жилого помещения по установленным нормам в избранном им после военной службы месте жительства. В целях реализации своего права на обеспечение жильем, истец 18.12.2012 года обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны с заявлением о предоставлении жилого помещения, с приложением всех необходимых документов. Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23.05.2013 года по гражданскому делу N 2-1763/13 в удовлетворении заявления К. об оспаривании указанного решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ было отказано. Истец не имеет жилых помещений в собственности на территории РФ и не занимает жилых помещений по договорам социального найма. За весь период военной службы Министерство Обороны РФ не предоставляло истцу жилых помещений для постоянного проживания, ни по договорам социального найма, ни в собственность, а также не выделяло денежных средств на их приобретение. Истец просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации. Обязать руководство ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в установленном законом порядке предоставить истцу жилое помещение по установленным нормам. Взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по г. Санкт - Петербург, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " рублей.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 января 2014 года в удовлетворении требований К ... - отказано.
В апелляционной жалобе К. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков - Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ. Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" извещены 20.05.2014 года посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. В связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, К. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ.
29.10.2010 года К. написал рапорт об увольнении с военной службы с зачислением в запас по организационно-штатным мероприятиям, просил оставить его после увольнения в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий воинской части до обеспечения жильем, направить личное дело в отдел военного комиссариата Приморского края по г. Уссурийску и Уссурийскому району.
Приказом главнокомандующего Военно-воздушными Силами N ... от 25.01.2011 года истец уволен в запас с военной службы досрочно в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. "п" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), выслуга лет в календарном исчислении составила 10 лет 03 месяца, в льготном исчислении 11 лет 10 месяцев. Обеспечен жилым помещением по последнему месту службы; подлежал направлению на воинский учет в отдел военного комиссариата Приморского края по г. Уссурийску и Уссурийскому району.
Приказом командира войсковой части N ... N N ... от 26.01.2011 года истец исключен из списков личного состава части, выслуга лет в календарном исчислении составила 10 лет 06 месяцев; подлежал направлению на воинский учет в отдел военного комиссариата Ленинградской области по Кировскому району.
Судом установлено, что 18.12.2012 года К. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ N ... от 17.01.2013 года К. отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, поскольку К. на момент обращения с указанным заявлением не являлся военнослужащим.
Не согласившись с решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ N ... от 17.01.2013 года, К. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании незаконным данного решения.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23.05.2013 года по гражданскому делу N 2-1763/13 в удовлетворении заявления К. об оспаривании указанного решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ было отказано. Основаниями для отказа в удовлетворении заявленного требования является отсутствие у заявителя на момент обращения в специализированный орган статуса военнослужащего, отсутствие документов, подтверждающих постановку заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения военной службы.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ, суд пришел к правильному и обоснованному выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны РФ может быть реализовано лишь в установленном законом порядке, и такое право признается за военнослужащими компетентным органом.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Судебная коллегия обращает внимание, что порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Соглашаясь с судом первой инстанции, судебная коллегия считает, что юридически значимыми обстоятельствами для решения вопроса о возникновении права на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации является необходимость признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Проанализировав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что приведенные истцом доводы фактически направлены на несогласие с решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ N ... от 17.01.2013 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Однако на момент рассмотрения заявленных требований, данный вопрос был разрешен вступившим в законную силу решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23.05.2013 года, которым в признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ N ... от 17.01.2013 года К. было отказано.
Кроме того, из выписки из приказа главнокомандующего Военно-воздушными Силами N ... от 25.01.2011 года следует, что истец на момент увольнения был обеспечен жилым помещением.
Каких-либо доказательств того, что К. в установленном законом порядке признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, истцом суду не представлено.
Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации права истца на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, по решению органа самоуправления по месту жительства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имелось.
Находит не состоятельными судебная коллегия ссылки заявителя на то, что он в период службы был признан нуждающимся в жилом помещении, так, как решением жилищной комиссии ему было предоставлено служебное жилое помещение, а так же на карточку учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, в п.11 которой указано командиром воинской части о том, что заявитель нуждается в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства, что по мнению истца является доказательством факта признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии в пунктами 1,26,32 Инструкции " О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000г. N 80 вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации "*", решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией.
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Таким образом, в период службы заявителя вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции жилищной комиссии, которая располагает всей необходимой информацией (имеет возможность ее получить) для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства.
Решение жилищной комиссии о признании заявителя нуждающимся в жилом помещении в период прохождения военной службы, в том числе и при увольнении по избранному месту жительства суду не представлено. Предоставление заявителю служебного жилого помещения в период прохождении военной службы не может расцениваться, как доказательство принятия решения жилищной комиссии о постановке заявителя на учет нуждающегося в жилом помещении, кроме того, решение жилищной комиссии о предоставлении заявителю жилого помещения так же не представлено суду.
Представленная в материалы дела карточка учета военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении в Минобороны России так же не содержит сведений о принятии решения жилищной комиссией о постановке заявителя на учет.
Запись в карточке в разделе " информация по учету увольняемого с военной службы военнослужащего в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (улучшения жилищных условий) в избранном месте жительства", сделанная командиром воинской части не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку она не содержит указаний на соответствующее решение жилищной комиссии, а в полномочия командира воинской части решение вопроса о нуждаемости не входит.
В связи с утверждением Министром обороны Российской Федерации Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (приказ от 30 сентября 2010 г. N 1280) ранее действовавший приказ от 15 февраля 2000 г. N 80 утратил силу. С указанного времени порядок постановки на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий изменился.
Согласно п.1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2010г. N1280 для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются - нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются документы.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований названной Инструкции приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 определен Департамент жилищного обеспечения, который осуществляет свои функции в том числе через ФГУ "ЗРУЖО".
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Ссылки заявителя п.п"г" п.7 постановления Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054 " о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а так же военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", который предусматривает основание для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий при наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство имело бы значение при решении вопроса о признании нуждающимся в получении жилым помещением органом местного самоуправления.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 января 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.