Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вашкиной Л.И.
судей
Петровой А.В.
Птоховой З.Ю.
при секретаре
Шаповаловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 июня 2014 года гражданское дело N 2-469/14 по апелляционной жалобе ФГБУН " ... " на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 апреля 2014 года по иску Прокурора " ... " в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГБУН " ... " наук об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя ответчика - Сидорчук М.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя 3 лица КГИОП - Дамирова Т.Н. и прокурора Мазиной О.Н., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор " ... " обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГБУН " ... " об обязании в течение " ... " дней с момента вступления решения суда в законную силу представить в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Правительства Санкт-Петербурга заявление и документы в соответствии с перечнем, предусмотренным Распоряжением КГИОП от 08.10.2010 N 10-20 "Об утверждении Административного регламента КГИОП" для заключения охранного обязательства на объекты культурного наследия, расположенные по адресу: " ... "
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой " ... " проведена проверка зданий объектов культурного наследия " ... " района Санкт-Петербурга, в ходе которой установлено, что Институт занимает нежилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", которое является объектом культурного наследия, согласно информации, предоставленной КГИОП Санкт-Петербурга в нарушение ст. 7, ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" пользователь, являясь арендатором объектов, охранного обязательства на вышеуказанные объекты культурного наследия не имеет.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 02.04.2014 ответчик обязан в течение " ... " дней с момента вступления решения в законную силу предоставить в Комитет по государственному контролю использования и охране памятников истории и культуры заявление и документы, предусмотренные Распоряжением КГИОП от 08.10.2010 N 10-20 "Об утверждении Административного регламента КГИОП", для заключения охранного обязательства.
Также с ответчика взыскана государственная пошлина в доход бюджета Санкт-Петербурга в сумме " ... " руб.
В апелляционной жалобе ответчик в лице представителя просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
3 лица КУГИ (л.д. 176,177), СПБ научный центр РАН (л.д. 178, 179) о рассмотрении дела извещены в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1).
Согласно п. 1 ст. 40 указанного Федерального закона под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с п.4 ст. 56 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обязательным условием заключения договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ст. 55 данного Федерального закона охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.
В соответствии с п. 3.39 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2004 года N 651 (ред. от 10.10.2011) "О Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры", КГИОП уполномочен заключать с собственниками и пользователями объектов культурного наследия охранные обязательства, в которых определяются требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность указанного объекта требования.
Распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 08.10.2010 N 10-20 в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 33, пунктом 5 статьи 55, пунктом 4 статьи 56, пунктом 3 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пунктом 3.39 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, утвержден Административный регламент Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры по предоставлению государственной услуги по оформлению охранных обязательств собственников и пользователей объектов культурного наследия, в которых определяются требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность указанного объекта требования.
Согласно п. 2.1.1 указанного Распоряжения на КГИОП в числе прочего возложена функция осуществлять контроль за выполнением собственниками (пользователями) объектов (выявленных объектов) культурного наследия обязанностей по оформлению охранных обязательств, соглашений о внесении изменений в охранные обязательства и соглашений о расторжении охранных обязательств.
Как следует из Административного регламента, краткое наименование государственной услуги - государственная услуга по оформлению охранных обязательств(п.1.1). Охранное обязательство, соглашение о внесении изменений в охранное обязательство, соглашение о расторжении охранного обязательства оформляются путем заключения договора (гражданско-правовой сделки) (п.1.3).
При рассмотрении спора судом установлено и из материалов дела следует, что здание ( " ... "), расположенное по адресу: " ... ", находится в государственной федеральной собственности, закреплено за ФБГУН " ... " на праве оперативного управления, свидетельство о государственной регистрации от "дата".
Указанное выше здание является объектом культурного наследия федерального значения " " ... "" на основании Постановления Правительства РФ N 527 от 10.07.2001.
Согласно выписке ЕГРПН при регистрации права оперативного управления ФГБУН " ... " на нежилое здание зарегистрировано ограничение в виде обязательства по сохранению объекта культурного наследия, однако Центр охранное обязательство с КГИОП не заключил, но обратился с соответствующим заявлением.
"дата" между ФБГУН СПб научный центр РАН (ссудодатель) и ФБГУН " ... " (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования N " ... ", на основании которого пользователю передаются нежилые помещения: подвал, части помещения " ... ", первый этаж - части помещения " ... "; третий этаж - части помещений " ... ", помещения " ... " общей площадью " ... " кв.метров, в здании по адресу " ... "
Согласно п. 1.3 Договор заключен на срок с "дата" по "дата".
Пунктом 5.4 Договора безвозмездного пользования N " ... " предусмотрено, что для памятников истории, культуры и архитектуры неотъемлемой частью договора является охранный договор к КГИОП Санкт-Петербурга.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, с учетом вышеизложенных положений Закона суд правомерно возложил на ответчика как пользователя объекта культурного наследия на праве безвозмездного пользования обязанность по принятию мер для заключения охранного обязательства.
Апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов, опровергающих вышеизложенные значимые для разрешения спора обстоятельства об обязанности ответчика как пользователя объектом культурного наследия заключить охранный договор и свидетельствующих о неправомерности возложения на ответчика такой обязанности.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.