судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.,
судей Нагайцевой Л.А., Лепехиной Н.В.,
при секретаре Шабановой К.В.,
с участием прокурора Пучковой С.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Становлянского районного суда Липецкой области от 19 февраля 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Страхова ВП удовлетворить.
Обязать ГУ "Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить Страхову ВП следующие технические средства реабилитации, назначенные ему программой реабилитации пострадавшего к акту освидетельствования N N от ДД.ММ.ГГГГ :
бандаж на коленный сустав - 2 шт. (стоимость "данные изъяты" руб.);
бахилы полушерстяные - 1 пара (стоимость "данные изъяты" руб.);
плащ-накидка для кресла-коляски - 1 шт. (стоимость "данные изъяты" руб.);
сумка-рюкзак для кресла-коляски - 1 шт. (стоимость "данные изъяты" руб.);
мешок-утеплитель для тела - 1 шт. (стоимость "данные изъяты" руб.);
плед для нижних конечностей - 1 шт. (стоимость "данные изъяты" руб.);
сиденье для ванной или подставка в ванную регулируемая - 1 шт. (стоимость "данные изъяты" руб.);
перчатки защитные для пользователей креслом-коляской - 1 пара (стоимость "данные изъяты" руб.).
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Страхов В.П. обратился в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований к государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-ЛРО ФСС РФ ) об обязании предоставить рекомендованные программой реабилитации пострадавшего Страхова В.П. от ДД.ММ.ГГГГ года технические средства реабилитации, а именно бандаж на коленные суставы, бахилы полушерстяные, плащ-накидка для кресла-коляски, сумка-рюкзак для кресла-коляски, мешок-утеплитель для тела, плед для нижних конечностей, сиденье для ванной или подставка в ванную регулируемая, перчатки защитные для пользователей кресла-коляски.
В обоснование иска указал, что Страхов В.П. является инвалидом "данные изъяты" группы в связи с травмой, полученной на производстве в "данные изъяты" году. ДД.ММ.ГГГГ БюроN N " "данные изъяты" " в отношении него была разработана программа реабилитации, согласно которой ему рекомендованы технические средства реабилитации - бандаж на коленные суставы, бахилы полушерстяные, плащ-накидка для кресла-коляски, сумка-рюкзак для кресла-коляски, мешок-утеплитель для тела, плед для нижних конечностей, сиденье для ванной или подставка в ванную регулируемая, перчатки защитные для пользователей кресла-коляски. Перечисленные выше технические средства реабилитации истцу предоставлены не были, что повлекло нарушение его прав.
Представитель ответчика ГУ-ЛРО ФСС РФ Разбирин А.А. иск не признал, объяснив, что технические средства реабилитации рекомендованные программой реабилитации не входят в классификацию технических средств реабилитации по приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013 года N214н, а в таких средствах реабилитации, как защитные перчатки для пользователей креслом-коляской, сиденье или подставка в ванную, бандаж на коленный сустав, у истца отсутствует нуждаемость. Кроме того, все указанные средства реабилитации как медицинские изделия не зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ, и не имеют соответствующих регистрационных удостоверений. Считает, что для определения нуждаемости истца во всех перечисленных выше средствах реабилитации необходимо проведение судебной медико-социальной экспертизы.
Представитель третьего лица ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Карташов О.Н. исковые требования истца поддержал и пояснил, что реабилитационные мероприятия, рекомендованные в программе реабилитации пострадавшего Страхова В.П. к акту освидетельствования N N от ДД.ММ.ГГГГ , разработаны на основании действующих нормативных документов и с учетом отсутствия положительной динамики здоровья пострадавшего, имеющего ограничение жизнедеятельности по категориям самообслуживания "данные изъяты" степени и передвижения "данные изъяты" степени; все средства и изделия, назначение которых оспорено ответчиком по настоящему делу, соответствуют федеральному перечню технических средств реабилитации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года, и необходимы истцу.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ-ЛРО ФСС РФ просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит отменить решение в части и отказать в предоставлении Страхову В.П. технических средств реабилитации, такие как бахилы полушерстяные, плащ-накидка для кресла-коляски, сумка-рюкзак для кресла-коляски, мешок-утеплитель для тела, плед для нижних конечностей .
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Пучковой С.Л., полагавшей решение суда не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В силу ч.1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Согласно пп.3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, в том числе, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий; на обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонта; обеспечения транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению и так далее.
Пунктом 2 ст. 8 Закона установлено, что оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 11 Закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Страхов В.П. является инвалидом "данные изъяты" группы в связи с травмой, полученной на производстве в "данные изъяты" году.
Программой реабилитации пострадавшего, разработанной Бюро N N ФКУ " "данные изъяты" " ДД.ММ.ГГГГ к акту освидетельствования N N , определена необходимость в обеспечении Страхова В.П. техническими средствами реабилитации, в том числе бандажом на коленные суставы, бахилами полушерстяными, плащом-накидкой для кресла-коляски, сумкой-рюкзаком для кресла-коляски, мешком-утеплителем для тела, пледом для нижних конечностей, сиденьем для ванной или подставкой в ванную регулируемую, перчатками защитными для пользователей кресла-коляски. Однако в указанной части программа реабилитации ГУ-ЛРО ФСС РФ не исполнена до настоящего времени.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Страхов В.П., являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации.
Вывод суда о возложении обязанности на ГУ-ЛРО ФСС РФ обеспечить Страхова В.П. техническими средствами реабилитации, судебная коллегия считает основанным на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в программу реабилитации истца необоснованно включены такие технические средства как: бахилы полушерстяные, плащ-накидка для кресла-коляски, сумка-рюкзак для кресла-коляски, мешок-утеплитель для тела, плед для нижних конечностей, так как у истца отсутствует нуждаемость, несостоятельны.
Из материалов дела видно, что программа реабилитации пострадавшего Страхова В.П. от ДД.ММ.ГГГГ в части его нуждаемости в указанных выше средствах реабилитации отделением ФСС, не обжаловалась.
Письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 05 февраля 2002 года N02-18/10-783 приведен ориентировочный перечень технических и иных средств реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В разделах 2.5 и 7.3 этого перечня перечислены плащ- накидка для кресла-коляски, сумка-рюкзак для кресла-коляски, мешки-утеплители для тела, пледы для нижних конечностей для пользователей кресла-коляски как принадлежности кресел-колясок, а также сиденья (подставки) для ванны. В примечании к данному перечню указано, что данный перечень ориентировочный и при формировании программы реабилитации пострадавших учреждениями медико-социальной экспертизы могут быть рекомендованы иные средства реабилитации.
Действующее законодательство не содержит ограничений в части определения объема и конкретного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых застрахованным лицам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, нуждаемость пострадавшего лица в конкретных видах медицинской и социальной реабилитации определяют учреждения медико-социальной экспертизы, а не Фонд социального страхования РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что требования истца Страхова В.П. об обеспечении его техническими средствами реабилитации в соответствии с программой реабилитации, разработанной ДД.ММ.ГГГГ Бюро N N ФКУ " "данные изъяты" " к акту освидетельствования N , основаны на законе, и на ответчике лежит обязанность по оплате расходов на обеспечение истца предусмотренными указанной выше программой средствами реабилитации.
В суд ответчиком не представлено доказательств, которые бы ставили под сомнение обоснованность решения учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости истца в обеспечении в обеспечении техническими средствами реабилитации.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований к отмене судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Становлянского районного суда Липецкой области от 19 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Судья: Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.