судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Фоминой Н.В.,
судей
Москаленко Т.П. и Орловой О.А.,
при секретаре
Леоновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хлевенском районе Липецкой области
на решение Задонского районного суда Липецкой области от 13 марта 2014 года, которым постановлено:
Признать за Колесниковой "данные изъяты" право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Хлевенском районе Липецкой области зачислить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды работы Колесниковой Татьяны Николаевны
с 05.08.1987 по 31.08.1987 в "данные изъяты" ФП в должности заведующей;
с 01.09.1987 по 02.04.1990 в "данные изъяты" ФП в должности заведующей;
- с 01.10.1993 по 09.12.2013 в "данные изъяты" школе-интернате V вида в должности медицинской сестры.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Хлевенском районе Липецкой области назначить Колесниковой "данные изъяты" досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 10.12.2013.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Хлевенском районе Липецкой области в пользу Колесниковой "данные изъяты" судебные расходы в сумме "данные изъяты" руб.
Заслушав доклад судьи Москаленко Т.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колесникова Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хлевенском районе Липецкой области о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, мотивировав заявленные требования тем, что 16.12.2013 г. ответчик отказал ей в досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия у неё необходимого стажа, в специальный стаж работы не включены периоды её работы: с 05.08.1987г. по 31.08.1987г. в должности заведующей "данные изъяты" фельдшерским пунктом; с 01.09.1987г. по 02.04.1990г. в должности заведующей "данные изъяты" фельдшерским пунктом; и с 01.10.1993г. по 09.12.2013г. в должности медицинской сестры "данные изъяты" школы- интерната V вида. По мнению истицы, отказ ответчика является незаконным, поскольку периоды работы в должности заведующей "данные изъяты" и "данные изъяты" фельдшерскими пунктами подлежат включению в стаж медицинской работы на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, а период работы в должности медицинской сестры в "данные изъяты" школе-интернате V вида с 01.10.1993 и по 09.12.2013г. должен быть включен в медицинский стаж, поскольку занимая указанную должность, истица фактически осуществляла обязанности медицинской сестры медицинского пункта: оказывала медицинскую помощь воспитанникам школы-интерната, которые проживают в данном учреждении круглосуточно, и в силу наличия заболеваний нуждаются в постоянном контроле медицинского работника. В связи с изложенным, истица просила признать за ней право на получение досрочной трудовой деятельности, включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Бирюкова Е.Е. иск не признала, объяснив суду, что периоды работы истицы в должности заведующей "данные изъяты" и "данные изъяты" фельдшерскими пунктами не включены в специальный стаж, поскольку постановление Совета Министров СССР N 1397 от 12.12.1959г., предусматривавшее право на включение работы в указанной должности в специальный стаж, утратило силу с 01.10.1993г., а период работы в должности медицинской сестры Дмитряшевской школы -интерната V типа не может быть включен в специальный стаж в связи с тем, что Списками N 464 от 06.09.1991, N 1066 от 22.09.1999, N 781 от 29.10.2002 в разделе "Наименование учреждений" не предусмотрены учреждения педагогического профиля, а потому работа в данных учреждениях не может быть включена в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в части включения в специальный трудовой стаж периода работы истицы с 01.10.1993г. по 09.12.2013г. в должности медицинской сестры "данные изъяты" школы - интерната, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с существенным нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что истица имеет среднее специальное медицинское образование, 04.07.1987г. ей присвоена квалификация "медицинская сестра" (л.д. 18).
С 05.08.1987г. истица занимала должность заведующей "данные изъяты" фельдшерским пунктом с разрешением ведения аптечного пункта, а с 01.09.1987г. она переведена на должность заведующей "данные изъяты" фельдшерским пунктом, которую занимала до 02.04.1990 года (л.д.12).
Из штатных расписаний "данные изъяты" фельдшерского пункта на 1988г. и "данные изъяты" фельдшерского пункта на 1987-1990 годы, следует, что в указанный период в указанных пунктах имелись одна единица фельдшера и одна единица санитарки (л.д. 157-164).
Указанные периоды работы истицы не включены ответчиком в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В судебном заседании, возражая против иска в указанной части, представитель ответчика суду объяснила, что в связи с тем, что постановление Совета Министров СССР N 1397 от 12.12.1959г., предусматривавшее право на включение работы в указанной должности в специальный стаж, утратило силу с 01.10.1993г.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" введение нового правового регулирования, отменившего включение некоторых нестраховых периодов в трудовой стаж, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо в период работы (независимо от того, выработан им общий специальный трудовой стаж полностью или частично).
Согласно абзацу 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В спорный период работы истицы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым в числе медицинских учреждений предусмотрены здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, аптечные пункты, а в числе должностей заведующие аптечными пунктами, фельдшеры, а также указано, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывалась работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.
Данный документ утратил силу на территории Российской Федерации в 1993 году в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.
Таким образом, спорные периоды работы истицы, вплоть до ее перевода 02.04.1990г. на другую должность, имели место быть в течение действия указанного Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что периоды работы истицы с 05.08.1987г. по 31.08.1987г., с 01.09.1987г. по 02.04.1990г. подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Как установлено судом, с 01.10.1993г. и по 09.12.2013г. истица занимала должность медицинской сестры "данные изъяты" школы-интерната.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения коррекционная школа - интернат не включена и по своей организационно-правовой форме не является лечебно -профилактическим либо санитарно -эпидемиологическим учреждением.
Удовлетворяя требования в части зачисления в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периода работы Колесниковой Т.Н. в должности медицинской сестры "данные изъяты" школы-интерната, суд исходил из того, что в спорный период истица, работая в должности медицинской сестры в медицинском пункте указанной школы-интерната, который фактически является структурным подразделением коррекционного образовательного учреждения, осуществляла лечебную деятельность, что является основанием для удовлетворения иска в данной части.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
До 01.01.2002 года для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости работникам здравоохранения применялись списки должностей, профессий, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, а также Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 школы-интернаты (в том числе и специальные (коррекционные)), которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от29 октября 2002 года школы-интернаты включенные не были.
Таким образом, при исчислении стажа работы, дающей право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен был разрешаться судом на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.
Коль скоро, после 1 октября 1993 года истица работала в качестве медицинской сестры Дмитряшевской школе-интернате V вида, в образовательном учреждении, не входящим в систему здравоохранения, то периоды работы после указанной даты включению в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежат.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, согласно которых не только работа в учреждениях, но и работа в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, является основанием для досрочного назначения пенсии.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066.
В силу разъяснений, содержащихся в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии от 11.12.2012 года N 30 при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Уставом ГБ(0)С(К)0У С(К)0 "данные изъяты" школы-интерната V вида предусмотрено, что данное учреждение является специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных задач является обеспечение охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников (л.д.26-40).
К полномочиям школы-интерната относится, в том числе, медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников штатным медицинским персоналом (п.2.6 Устава).
Указанное специализированное учреждение имеет лицензию на работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: диетологии, медицинским осмотрам, сестринскому делу в педиатрии; на работы (услуги), выполняемые при амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по педиатрии.
Актом проверки от 26.05.2013 года, проведенной Территориальным отделом Упралени Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области установлено наличие в школе-интернате медицинского пункта, состоящего из 2-х помещений: кабинета приема детей и прививочного кабинета. По штату в школе- интернате работает врач-педиатр и 2 медицинской сестры. Количество обслуживаемых детей - 67 человек (л.д.135-140).
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что указанные обстоятельства не могут служить достаточным основанием для вывода о том, что медицинский кабинет "данные изъяты" школы - интерната является ее структурным подразделением, поскольку учредительные документы данного коррекционного образовательного учреждения не предусматривают в составе школы - интерната наличие такого структурного подразделения как медицинский пункт, отсутствует и соответствующее положение о медицинском пункте.
В связи с изложенным, исходя из того, что право определять виды учреждений, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принадлежит исключительно уполномоченному государственному органу - Правительству Российской Федерации, а у суда такое право отсутствует, судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что осуществляемая истицей в спорный период трудовая деятельность является тождественной деятельности по оказанию медицинских услуг в сельской местности.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.01.2009г. N 67-О-О, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что выводы суда в части удовлетворения требований Колесниковой Т.Н. о зачислении в специальный трудовой стаж периода работы с 01.01.1993 по 09.12.2013. в "данные изъяты" школе - интернате V типа в должности медицинской сестры постановлены с существенным нарушением норм материального права и неверной оценкой доказательств по делу, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в указанной части отменить и постановить новое решение, которым отказать Колесниковой Т.Н. в удовлетворении иска в данной части.
Коль скоро необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173 -ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истицы отсутствует, оснований для признания за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Задонского районного суда Липецкой области от 13 марта 2014 года
в части удовлетворения иска Колесниковой "данные изъяты" о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хлевенском районе Липецкой области обязанности зачислить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, период работы Колесниковой "данные изъяты" с 01.10.1993 года по 09.12.2013 года в ГБ (О) С (К) ОУ С (К) О "данные изъяты" школе -интернате V вида в должности медицинской сестры и признании за Колесниковой "данные изъяты" права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности отменить и постановить новое решение, которым Колесниковой Т.Н. в удовлетворении иска в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: Судья: Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.