судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Т.П.,
судей
Поддымова А.В. Маншилиной Е.И.,
при секретаре
Поповой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по апелляционной жалобе истца Лапиной "данные изъяты"
на решение Добринского районного суда Липецкой области от 11 апреля 2014 года , которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Лапиной Ирины Николаевны отказать.
Заслушав доклад судьи
Москаленко Т.П. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лапина И.Н. обратилась в суд с иском к администрации Добринского муниципального района Липецкой области, с учетом уточненных исковых требований просила возложить на ответчика обязанность предоставить жилье.
В обоснование исковых требований Лапина И.Н. ссылалась на то, что в "данные изъяты" . ее родители были лишены родительских прав, она проживала в детском доме, после окончания профессионального училища в 2003г. - в арендуемом жилье, так как закрепленное за ней жилое помещение было признано непригодным для проживания. По мнению истицы, у нее есть право на получения жилья, в предоставлении которого ответчик неправомерно отказывает.
Определением суда от 06.02.2013г. произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Добринского муниципального района на надлежащего - администрацию Липецкой области.
Истица заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно объяснив суду, что с заявлением о постановке на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения не обращалась, полагает, что с таким заявлением должны были обращаться от ее имени образовательные учреждения, в которых она проходила обучение. Считает, что статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не утратила и по данному основанию имеет право на получение жилья.
Представитель ответчика управления ЖКХ Липецкой области и представитель 3-го лица администрации Липецкой области по доверенности Цысов Н.А. иск не признали, объяснив суду, что у истицы отсутствует право на предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , поскольку в возрасте до 23-х лет она не встала на очередь и имела закрепленное жилье.
Представитель 3-го лица отдела по опеке и попечительству администрации Добринского муниципального района по доверенности Черникина М.А., представитель 3-го лица администрации сельского поселения Нижнематренский сельсовет Добринского района по доверенности Батышкин В.В. полагали иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в возрасте до 23-х лет истица не встала на учет лиц, имеющих статус ребенка-сироты и нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Кроме этого, закрепленное за ней жилье до 2012г. являлось пригодным для проживания.
Представитель 3-го лица Управления образования и науки Липецкой области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Лапина И.Н. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, постановленным без учета юридически значимых обстоятельств по делу, основанном на неправильном толковании норм материального права.
Выслушав истицу Лапину И.Н., поддержавшую жалобу, представителя ответчика -Управления ЖКХ Липецкой области по доверенности Жукова Д.М. и представителя 3-го лица - Управления образования и науки Липецкой области по доверенности Саввину Л.А., возражавших против жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на жалобу 3-го лица отдела по опеке и попечительству администрации Добринского муниципального района, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Необходимость постановки на учет в возрасте до 23-х лет как лица имеющего статус ребенка-сироты и нуждающегося в предоставлении жилого помещения была предусмотрена Федеральным законом N159 ФЗ от 21.12.1996. и в ранее действующей редакции.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста, указанный срок является пресекательным, истечение которого прекращает право лица.
Поэтому пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23-х лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Судом установлено, что родители Лапиной И.Н., "данные изъяты" 1984 г. рождения, на основании решения Добринского районного суда от "данные изъяты" . лишены родительских прав в отношении дочери, после чего истица была определена в учреждение государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей.
После окончания школы-интерната в 2000 г. истица поступила в ГОУ НПО ПУ N "данные изъяты" , а в 2003г. - в ГОУ НПО ПУ N "данные изъяты"
Таким образом, в целях получения социальной поддержки в порядке Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в виде получения жилого помещения истица должна была обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в срок до 28.05.2007, т.е. до достижения 23-х летнего возраста.
В судебном заседании истица не оспаривала, что с заявлением о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещениям в соответствующие органы до достижения 23-х лет не обращалась. Данное обстоятельство подтверждается и сообщением администрации сельского поселения Нижнематренский сельсовет N655 от 08.05.2014г. о том, что Лапина И.Н. с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот не обращалась.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что истица, не состоящая на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейи нуждающихся в жилом помещении, достигшая к моменту рассмотрения дела 29 - ти летнего возраста, утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду чего основания для удовлетворения заявленных требований и возложения на ответчика обязанности по предоставлению ей жилого помещения в порядке Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отсутствуют.
Утверждение истицы о наличии у нее права на получения жилья как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что жилое помещение закрепленное за ней, является непригодным для проживания, было правильно отвергнуто судом первой инстанции, во -первых, в связи с тем, что данное обстоятельство при отсутствии данных о постановке на учет в возрасте до 23-х лет как лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, правового значения не имеет, а, во - вторых оно опровергается представленными доказательствами.
Так, судом установлено, что после определения истицы в школу-интернат с. "данные изъяты" в "данные изъяты" . за ней была закреплена квартира, принадлежащая СХПК им.Кирова, жилой площадью 40 кв.м и расположенная в с. "данные изъяты" .
Из сообщения администрации Добринского муниципального района от 16.04.2012г. следует, что после окончания профессионального училища в 2002г. указанная квартира была подготовлена к вселению, однако Лапина И.Н. в квартиру вселяться не стала, регистрироваться по указанному адресу не пожелала и уехала за пределы села.
Истица в судебном заседании объяснила, что после получения образования она 3 года проживала в Москве, затем в г. Липецке.
Указанное жилое помещение было признано непригодным лишь в 2012г., что подтверждено заключением межведомственной комиссии пришла к выводу о непригодности квартиры 2 в доме 12 по ул. октябрьского в с. "данные изъяты" для постоянного проживания (л.д. 11).
Таким образом, и на момент наличия у истицы статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на предоставление льготного жилья у нее отсутствовала в связи с тем, что за ней было закреплено жилое помещение, пригодное для проживания.
Доводы жалобы о том, что у истицы, независимо от того, обращалась ли она до достижения 23-летнего возраста с заявлением о предоставлении жилья, сохраняется право на получение жилья независимо от ее возраста, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому повлиять на результат настоящего спора не могут.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу на основе иного - ошибочного толкования норм права, что не свидетельствует о незаконности постановленного решения, ввиду чего не могут служить основанием для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Добринского районного суда Липецкой области от 11 апреля 2014 года
оставить без изменения , апелляционную жалобу Лапиной И.Н. -
без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: Судья: Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.