Судья Липецкого областного суда Жукова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе администрации сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 16 апреля 2014 года, которым постановлено:
Признать администрацию сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности артскважины, расположенной возле фермы "адрес" (N артскважины по ГВК 42200785, 1963 года бурения, используемый водоносный горизонт - евлановско- ливенский, глубина скважины - 67 м), на срок 90 (девяносто) суток.
Начало срока исчислять с 14 часов 30 минут 09.04.2014, с учетом зачета срока временного запрета деятельности в соответствии с протоколом N 17/19 от 09 апреля 2014 года; окончание срока приостановления деятельности 14 часов 30 минут 08 июля 2014 года.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
УСТАНОВИЛА:
Постановлением судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 16 апреля 2014 года администрация сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности артезианской скважины расположенной возле мастерской "адрес" , на срок 90 суток.
В жалобе администрация сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что администрация не является субъектом административной ответственности, на нарушения ФЗ от 26.12.2008 года N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля" при взятии проб воды, а также на нарушение правил подсудности при рассмотрении дела, ненадлежащее извещение о рассмотрении дела, необоснованный срок наказания.
Выслушав главу администрации сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Виницкого С.В. , поддержавшего доводы жалобы, возражения против жалобы представителя Управления Роспотребнадзора по Липецкой области Шевелевой Л.Н. и представителя ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г.Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском районах Бирюковой И.А., проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, что влечет наложение административного штрафа ... на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно ст. 19 названного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных СанПиН 2.1.4.1074-01систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" установлено, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (пункт 1.4).
Названные СанПины применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со ст. 12 Устава сельского поселения Дубовецкий сельсовет от 08.10.2010 года, к вопросам местного значения сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области относится организация водоснабжения населения (п. 4).
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Таким образом, обеспечение подачи воды в границах сельского поселения в соответствии с гигиеническими нормативами должно быть организовано органом местного самоуправления.
Судом на основании имеющихся в деле доказательств правильно установлено, что питьевая вода, подаваемая населению "адрес" из артскважины, находящейся "адрес" возле фермы (N артскважины по ГВК 42200785, 1963 года бурения, используемый водоносный горизонт - евлановско- ливенский, глубина скважины - 67 м) не соответствует гигиеническим нормативам качества воды, а именно, зафиксировано превышение содержания железа в 2,1 раза, превышение цветности воды в 2.2 раза, превышение ее мутности в 1.6 раза, что подтверждается протоколом лабораторных исследований, испытаний филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области в г.Ельце N 215 от 28.03.2014, проведенных в рамках административного расследования.
Из материалов дела следует, что водопровод и артезианские скважины (3 шт.) с. Дубовец находятся в муниципальной собственности администрации сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области (передаточный акт от 21.02.2006 года, свидетельство о государственной регистрации права 48 АВ N 941979 от 25.12.2010, реестр муниципальной собственности по состоянию на 01.01.2014, кадастр эксплуатационных скважин подземных вод на территории Липецкой области за 2012 год).
С учетом вышеизложенного, полагаю правильным вывод суда о том, что субъектом административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ в данном случае является администрация сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района, на которой, как на органе местного самоуправления, лежит обязанность по обеспечению подачи воды в границах сельского поселения в соответствии с гигиеническими нормативами.
Сама по себе передача данной артезианской скважины по договору аренды ООО "Сервис Долгоруково" от 01.12.2013 г. N 9 не снимает с администрации сельского поселения ответственности за обеспечение надлежащего соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм по качеству питьевой воды в артскважинах.
Такими образом, довод жалобы о том, что администрация сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района не является субъектом административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ, нельзя признать состоятельным.
Необоснованной является и ссылка в жалобе на то, что имеющиеся в деле доказательства собраны с нарушением ФЗ от 26.12.2008 года N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля" и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Первоначальное взятие проб воды ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах 12 марта 2014 было произведено в водоразборной колонке у дома "адрес" и водоразборной колонке у дома "адрес" в целях проверки доводов жалобы жителей "адрес" на неудовлетворительное качество питьевой воды в соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01, которые устанавливают проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля за качеством питьевой воды, а также в рамках норм Закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Следовательно, взятие проб воды ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах 12 марта 2014 года, как контролирующим органом, было произведено правомерно.
Составленные по результатам проб протоколы лабораторных исследований, испытаний филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области в г.Ельце NN 166, 167 от 14.03.2014г., подтвердившие несоответствие воды в водоразборных колонках требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, явились в силу п.1 ст.28.1 КоАП РФ для ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах основанием для возбуждения в отношении администрации сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области производства по делу об административном правонарушении и проведения административного расследования.
В ходе проведения административного расследования по факту неудовлетворительного качества питьевой воды в системе хозяйственно-питьевого водоснабжения "адрес" при отборе проб воды в артскважине установлено, что п итьевая вода, используемая населением села Дубовец из артскважины (по ГВК 42200785, 1963 года бурения) не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения" по содержанию нитратов и общей жесткости.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом лабораторного исследования питьевой воды филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" в г. Ельце N 215 от 28.03.2014( точка отбора - артскважина возле фермы; превышение содержания железа в 2,1 раза, превышение цветности воды в 2.2 раза, превышение ее мутности в 1,6 раза ).
Кроме того, в ходе административного расследования также установлено, что артскважина, находящаяся в селе Дубовец, возле фермы (N артскважины по ГВК 42200785, 1963 года бурения, используемый водоносный горизонт - евлановско- ливенский, глубина скважины - 67 м), не имеет организованной зоны санитарной охраны первого пояса, предусмотренной для артезианских скважин, а также плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями, согласованного с Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области.
Данные доказательства послужили основанием для составления в отношении администрации сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области протокола об административном правонарушении от 09.04.2014г. по ст.6.5 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией сельского поселения не представлено доказательств невозможности совершения действий по устранению выявленных в ходе административного расследования нарушений правил, норм и условий безопасного для здоровья населения использования водных объектов.
Таким образом, вывод суда о наличии вины администрации сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, является правильным.
Ссылка заявителя на договор аренды N 9 от 01.12.2013 года, по условиям которого ООО "Сервис Долгоруково" обязано выполнять работы по обслуживанию и эксплуатации артскважины, на правильность выводов суда о том, что администрация является субъектом данного административного правонарушения, а также о наличии в ее действиях вины, не влияет.
Как следует из материалов дела, по условиям п.4.4.2 договора аренды N 9 от 01.12.2013 года, ООО "Сервис Долгоруково" (арендатор) выполняет работы по обслуживанию и эксплуатации в объеме средств, предусмотренных при регулировании цен. Работы, финансирование которых не предусмотрено за счет тарифов, выполняются за счет арендодателя.
Постановлением администрации сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области от 24.04.2013 года утверждено Техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО "Сервис Долгоруково" по развитию водоснабжения на территории сельского поселения Дубовецкий сельсовет.
Согласно мероприятий по развитию водоснабжения на территории сельского поселения Дубовецкий сельсовет на 2013-2015 годы, указанных в приложении N 4 к Техническому заданию.., сроком выполнения работ по реконструкции артскважины и башни в с.Дубовец по улице Заречная является 2014 год.
Вышеперечисленные документы свидетельствуют о том, что все работы по ремонту артскважин ООО "Сервис Долгоруково" осуществляет по заданию органа местного самоуправления в пределах заложенных денежных сумм.
Мероприятия по реконструкции артскважины ( "адрес" ), вода из которой признана несоответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, предусмотрены органом местного самоуправления только в 2014 г.
Доводы жалобы о том, что дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, предусмотренных ч.1 ст.29.5 КоАП РФ, являются несостоятельными.
Согласно ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Согласно ст.29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
Согласно ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как видно из материалов дела, по нему было назначено и фактически проводилось административное расследование.
Территориальное подразделение Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, где осуществлялось административное расследование, расположено по адресу: г.Елец, ул.Спутников, д.13.
В Долгоруковском районе Липецкой области (место правонарушения) соответствующее территориальное подразделение отсутствует.
Таким образом, дело относится к подсудности Елецкого городского суда Липецкой области и правомерно рассмотрено в суде по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении администрации сельского поселения о рассмотрении дела 16 апреля 2014 года опровергаются материалами дела (справка о перерыве в судебном заседании 15.04.2014 г. до 9.час.10 мин. 16.04.2014 г.)
Кроме того, глава администрации сельского поселения Виницкий С.В. в Липецком областном суде отказался от данного довода жалобы.
Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, ... (ч.1).
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ч.2).
Таким образом, в круг обстоятельств, имеющих юридическое значение для решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, входят особая опасность последствий правонарушения, реальность наступления таких последствий, и невозможность их предотвращения иначе как посредством применения данного наказания.
Согласно ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
При этом в силу ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
При назначении наказания в виде административного приостановления деятельности судом верно учтено, что употребление населением с. Дубовец питьевой воды, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по превышению содержанию железа, цветности и мутности воды в питьевой воде делает ее потенциально опасной для здоровья человека, то назначение наказания в виде административного приостановления деятельности является разумной мерой ответственности.
Однако, учитывая представленный в Липецкий областной суд главой администрации сельского поселения перечень мероприятий, проводимых по приведению качества питьевой воды из артскважины по ГВК N 42200785, 1963 года бурения в соответствии с установленными требованиями, из которого следует, что часть мероприятий проведена, а часть не может быть проведена без возобновления работы скважины, а также принимая во внимание мнение представителя Управления Роспотребнадзора по Липецкой области Шевелевой Л.Н., полагавшего в связи с этим возможным уменьшение срока приостановления деятельности скважины, считаю необходимым изменить постановление судьи Елецкого городского суда в части срока приостановления, уменьшив его до 60 суток.
Поскольку контролирующим органом обеспечительная мера в виде временного запрета деятельности применена с 09.04.2014 в 14 часов 30 минут, в силу положений части 5 статьи 29.6 КоАП РФ срок временного запрета деятельности верно засчитан судом в срок административного приостановления деятельности.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
РЕШИЛА:
Постановление судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 16 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое в отношении а дминистрации сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области изменить в части срока приостановления деятельности артскважины возле фермы "адрес" (по ГВК 42200785, 1963 года бурения, используемый водоносный горизонт - евлановско- ливенский, глубина скважины - 67 м), снизив срок приостановления до 60 суток.
Считать временем окончания срока приостановления деятельности 08 июня 2014 года 14 часов 30 минут.
Судья(подпись) Н.Н.Жукова
Копия верна Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.