Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.
судей - Хираева Ш.М., Магомедовой А.М.
при секретаре - Азизовой Д.М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" Маджидова А.М. и его заместителя Абдуразакова А.М. на решение судьи Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 16 апреля 2014 года по делу по заявлению прокурора Тляратинского района РД, поданного в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и муниципального образования, об обязании администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский", Тляратинского района Республики Дагестан устранить нарушения требований федеральных законов "О муниципальной службе Российской Федерации и "О противодействии коррупции",
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тляратинского района Республики Дагестан обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования к администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" указав, что в результате проведения проверки исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в деятельности администрации Начадинского сельского поселения Тляратинского района Республики Дагестан выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства, Абдуразаков А. М. при отсутствии высшего профессионального образования принят на должность заместителя главы администрации муниципального образования сельского поселения "Сельсовет Начадинский".
В адрес главы администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" прокуратурой района направлено представление, на которое дан ответ о том, что Абдуразаков А.М. имеет среднее образование, вопрос о его пребывании в должности намерены решить при подборе подходящей кандидатуры.
Просит признать незаконными действия главы администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" по не устранению нарушений законодательства о муниципальной службе и обязать главу администрации муниципального образования "Сельсовет Начадинский" расторгнуть трудовой договор с Абдуразаковым А.М.
Решением Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 16 апреля 2014 года постановлено: "Иск прокурора Тляратинского района Республики Дагестан в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования к администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский", Тляратинского района Республики Дагестан удовлетворить.
Признать незаконным действие главы администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" Тляратинского района Маджидова А.М., выразившееся в отказе в решении вопроса о пребывании в должности заместителя главы администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" Абдуразакова А. М..
Обязать главу администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" Тляратинского района расторгнуть трудовой договор, заключенный с Абдуразаковым А. М.".
На указанное решение подана апелляционная жалоба, подписанная главой администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" Маджидовым А.М. и его заместителя Абдуразаковым А.М. в которой содержится просьба об отмене названного решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Маджидов А.М. указывает, что судом принято решение без учета обстоятельств, имеющих юридическое значение. Заместитель главы администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" Абдуразаков А.М. не имеет высшего образования, но имеет достаточную грамотность и опыт работы с населением, с должностными функциями справляется хорошо, пользуется уважением и авторитетом среди населения.
Глава администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" Маджидов А.М. и его заместитель Абдуразаков А.М. извещены о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, однако на рассмотрение дела не явились, своего представителя в суд не направили, о причинах неявки суд не известили.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Гасанова Г.П., просившего оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, трудовой договор о приеме на работу Абдуразакова А.М. в должности заместителя главы АСП "Сельсовет Начадинский", Тляратинского района заключен 01 июня 2013 года, на основе этого издан приказ от 01 июня 2013 года за N 73 о назначении Абдуразакова А.М. на должность заместителя главы сельского поселения "Сельсовет Начадинский".
Базовым законодательным актом для всей муниципальной службы является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Из статьи 1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" следует, что муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы.
Предметом регулирования Закона являются порядок поступления на муниципальную службу, особенности ее прохождения, а также условия прекращения служебных отношений.
Статья 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" закрепляет принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, отражающий сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе Российской Федерации" (п.1 ст.2) муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Закрепляя принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, указанный Закон признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
В статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Статьей 9 Закона Республики Дагестан от 11 марта 2008 N 9 (ред. от 12 марта 2013) "О муниципальной службе в Республике Дагестан" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы" определенных настоящей статьей.
В число квалификационных требований к должностям муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования, за исключением младшей группы должностей, для замещения которых достаточно наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Согласно статье 8 вышеуказанного Закона должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1. высшие должности муниципальной службы;
2. главные должности муниципальной службы;
3. ведущие должности муниципальной службы;
4. старшие должности муниципальной службы;
5. младшие должности муниципальной службы.
Согласно пятому разделу Закона Республики Дагестан от 10 июня 2008 года N 28 "О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан" должность заместителя главы администрации сельского поселения отнесена к главной должности муниципальной службы, то есть для замещения указанной должности требуется обязательно высшее образование.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы Республики Дагестан устанавливается законом Республики Дагестан.
Законом Республики Дагестан от 8 июня 2010 года "О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан" должность заместителя главы (секретаря) администрации сельского поселения приравнена к должности заместителя начальника управления Министерства Республики Дагестан.
Таким образом, на период приема Абдуразакова А.М. на работу действовала и действует ныне правовая норма, которая предусматривала обязательное наличие высшего образования для замещения должности заместителя главы сельского поселения "Сельсовет Начадинский". Предусмотренным законом квалификационным требованиям Абдуразаков А.М., не отвечает, он не имел и не имеет высшее образование, а также не предпринял меры для получения соответствующего образования путем поступления в высшее учебное заведение.
В связи с изложенным суд обосновано пришел к выводу, что назначение Абдуразакова А.М. на должность заместителя главы сельского поселения "Сельсовет Начадинский" и продолжение работы в этой должности противоречит закону, а администрация сельского поселения "Сельсовет Начадинский" обязана устранить допущенные нарушения.
Кроме того, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 часта первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из положений приведенных правовых норм, прекращение трудового договора по указанному основанию возможно, если выполнение конкретной трудовой функции требует обязательного наличия документа об образовании, подтверждающего получение лицом квалификации, которая позволяет ему выполнять данную работу. Такую правовую позицию высказал и Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2013 N 26-КГ12-12.
В связи с тем, что уровень профессионального образования Абдуразаков А.М., не отвечает установленным действующим законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям, судом обосновано удовлетворены требования прокурора.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению заявленных требований, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 16 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации сельского поселения "Сельсовет Начадинский" Маджидова А.М. и его заместителя Абдуразакова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.