Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе: председательствующего Башкатовой Е.Ю.
судей областного суда Дьякова А.Н., Будылка А.В.
при секретаре: Петроченко В.А.
рассмотрела в судебном заседании от 06 августа 2014 г. дело по апелляционной жалобе Казанцевой Н.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 5 июня 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Казанцевой Н. А. к Администрации " ... ", департаменту образования Администрации г. Омска, департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска о возложении обязанности предоставить ребенку место в детском образовательном учреждении, создать к получению бесплатного дошкольного образования, взыскании компенсации морального вреда отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда
УСТАНОВИЛА:
Казанцева Н.А. обратилась с иском к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г.Омска, Департаменту финансов и контроля Администрации г.Омска о возложении обязанности по созданию места в муниципальном детском образовательном учреждении для ребенка.
В обоснование иска указала, что на основании заявления ее ребенка Казанцеву А.А. поставили на очередь для получения места в детском саду и зарегистрировали в книге учета будущих воспитанников.
До настоящего времени место ребенку в детском саду не предоставлено.
Считает, что указанными действиями ответчиков нарушено право несовершеннолетнего ребенка на общедоступность бесплатного дошкольного образования.
Просила обязать Администрацию г.Омска создать место для её несовершеннолетнего ребенка в БДОУ г.Омска "Детский сад N " ... " комбинированного вида", в группе полного дня в течении одного месяца с момента вынесения решения по существу.
В судебном заседании истец и её представитель Оришкевич М.П. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Пояснили, что права ребенка нарушены в силу того, что ей отказано в посещении детского сада 249 и других садах. В январе 2015 года ребенку исполнится три года, матери необходимо выходить из отпуска по уходу за ребенком. Поэтому необходимо место в детском саду до января 2015 года.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков Администрации г. Омска, Департамента образования г. Омска, Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Казанцева Н.А. с решением суда не согласна, просит его отменить, полагая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на несоблюдение ответчиком сроков предоставления ее ребенку места в ДОУ, вынесение решения с учетом не соответствующих действительности данных о комплектовании групп в БДОУ г. Омска. Судом не было учтено тяжелое материальное положение ее семьи. Отказ в компенсации морального вреда, нанесенного ребенку и родителям бездействием ответчика, считает необоснованным. Отмечает также, что ранее по аналогичным делам выносились решения о предоставлении мест в детском саду.
Лица, участвующие в деле, 16.07.2014г. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (т.2 л.д. 209-210).
Проверив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав Казанцеву Н.А., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 124 от 24.07.1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и другими нормативно правовыми актами РФ.
В силу п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно ст. 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены в п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года N 666 (действовавшим до 16.04.2012 года) и соответственно в п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 года N 2562 (действующего в настоящее время).
В силу п. 18 Положения о департаменте образования Администрации г. Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 года N 413, предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ город Омск является компетенцией Департамента образования Администрации г. Омска.
Так, согласно пунктам 10, 11, 13, 21, 22 Положения, утвержденного приказом Департамента образования Администрации г. Омска от 19.02.2013 года N ДО/53, комплектование Учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования.
При выдаче путевки в учреждение Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета. Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Внеочередное, первоочередное или преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права. Преимущественное право на определение в учреждение имеют дети одиноких работающих родителей, дети педагогических работников бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска, подведомственных Департаменту образования Администрации г. Омска, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Детям педагогических работников, медицинских работников и обслуживающего персонала бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, место предоставляется во внеочередном порядке.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 года N 03-1883 "О Методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 г.г., обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.02.2009 года N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как следует из материалов дела, Казанцева Н.А. является матерью Казанцевой А. А., " ... " года рождения.
" ... " Казанцева А. была зарегистрирована в Книге учета будущих воспитанников для получен7ия места в БДОУ "Детский сад N " ... " комбинированного вида".
До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении Казанцевой А. не предоставлено.
Согласно ответу Департамента образования Администрации г. Омска от " ... " до Казанцевой А. в БДОУ г. Омска "Детский сад N 249" не определены 13 детей 2012 года рождения, из которых 4 ребенка имеют право на первоочередное поступление в дошкольное учреждение. Бюджетные дошкольные образовательные учреждения города Омска укомплектованы детьми сверх нормы, установленной СанПиН. Льготой для первоочередного поступления в детский сад ребенок истца не обладает.
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание тот факт, что в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было, ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, со стороны Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждений с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать, как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что непредставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца.
Таким образом, в обязанность ответчика входит предоставление ребенку истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности.
Решением Центрального районного суда г. Омска от " ... " на Администрацию г. Омска и Департамент администрации г.Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в МДОУ лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до " ... " года.
После вступления решения суда в законную силу ответчиком предприняты меры по его исполнению.
Так, ответчиком разработана и утверждена ведомственная целевая программа развития "Развитие муниципальной системы образования города Омска" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением Администрации г. Омска от 30.03.2009 года N 223-п.
В рамках реализации указанной программы предусмотрено создание групп кратковременного пребывания детей в муниципальных образовательных учреждениях, проведение ремонтных работ для восстановления резервных групп в существующей системе муниципальных дошкольного образования, приобретение оборудования и материальных запасов для восстановления резервных групп в существующей системе муниципальных учреждений дошкольного образования, проведение ремонтных работ помещений, предназначенных для открытия дошкольных групп полного дня на базе муниципальных общеобразовательных учреждений, проведение ремонтных работ в целях перепрофилирования зданий, переданных в муниципальную собственность, под муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Данной Программой предусмотрены, в том числе, объемы финансирования.
В подтверждение реализации указанных направлений ответчиком представлены муниципальные контракты на выполнение ремонтных работ, договоры поставки, платежные поручения об оплате выполненных работ, поставленного инвентаря, приказы и распоряжении об открытии групп.
Кроме того, решение проблемы нехватки мест на территории г.Омска осуществляется в рамках региональной поэтапной программы ("дорожная карта"), направленной на ликвидацию очередности в учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для детей в возрасте от 3 до 7 лет в 2013 - 2015 годы, утвержденной Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области В.И. Назаровым.
Дорожная карта в том числе включает в себя реализацию мероприятий ведомственной целевой программы развития "Развитие муниципальной системы образования города Омска", создание дополнительных мест дошкольного образования, строительство новых зданий дошкольных организаций, пристрой здании к действующим зданиям образовательных учреждений, организацию ремонтных работ в дошкольных образовательных учреждениях, организацию создания групп кратковременного пребывания детей в образовательных организациях, предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере дошкольного образования, в том числе по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 года N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Необходимость содействия со стороны органов государственной власти РФ в реализации органами местного самоуправления полномочий по обеспечению права на дошкольное образование свидетельствует об обоснованности доводов ответчика о невозможности по объективным причинам обеспечить ребенка истца местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящее время органы местного самоуправления в лице Администрации г. Омска и Департамента образования Администрации г. Омска принимают меры для ликвидации имеющейся очередности и предоставления гражданам возможности реализации права на получение детьми дошкольного образования, причины непредоставления ребенку истца места в МДОУ не связаны с противоправными действиями (бездействиями) ответчиков.
Выводы суда основаны на представленных сторонами доказательствах, сомнений в правильности не вызывают.
Учитывая вышеизложенное, ссылка истца на письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 года N 03-1883, согласно которому место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Доводы жалобы о том, что решение вынесено с учетом не соответствующих действительности, представленных Департаментом образования Администрации г. Омска данных о комплектовании групп в БДОУ г. Омска, так как продолжается комплектование открываемых резервных групп, являются необоснованными, каким-либо доказательствами не подтверждены.
Указание на то, что групповые помещения сдаются в аренду, не может быть принято во внимание также ввиду отсутствия надлежащих доказательств.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении истице для ее ребенка в детском саду не установлен, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Ссылки жалобы на то, что ранее по гражданским делам с такими же основаниями и обстоятельствами выносились положительные решения и удовлетворялись исковые требования, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Доводы относительно того, что судом не учтено тяжелое материальное положение истца, на правомерность позиции суда повлиять не могут, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду быть не может.
Утверждения о том, что суд отказал в возмещении морального вреда нанесенного ребенку и родителям бездействием ответчиков, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку данные требования не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 05 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.