Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Башкатовой Е.Ю.
судей Дьякова А.Н., Будылка А.В.,
при секретаре Петроченко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Косинцевой М. Е. на решение Центрального районного суда г. Омска от 5 июня 2014 года об отказе в удовлетворении требований к администрации города Омска, департаменту образования администрации г. Омска, департаменту финансов и контроля администрации г. Омска о возложении обязанности создать ребенку место в муниципальном детском образовательном учреждении, обеспечить доступ к получению бесплатного дошкольного образования, возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Косинцева М.Е. обратилась в суд с иском к администрации г. Омска, департаменту образования администрации г. Омска, департаменту финансов и контроля администрации города Омска о предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в ДОУ г. Омска, компенсации морального вреда, указывая в обоснование, что имеет несовершеннолетнего ребенка - КСЕ " ... "2012 года рождения.
30.08.2012 на основании ее заявления, ребенка поставили на очередь для получения места в детском образовательном учреждении и зарегистрировали в книге учета будущих воспитанников детского сада N " ... " Кировского АО г. Омска.
В апреле 2014 года на ее обращение в Департамент образования г. Омска о предоставлении места в детском саду отказано в связи с отсутствием свободных мест. Полагает отказ незаконным, дискриминационным, нарушающим право ее ребенка на доступ к дошкольному образованию, что причиняет ей и её ребенку моральный вред.
Просила обязать ответчиков создать для ее ребенка место в БДОУ г. Омска до 01.01.2015, допустить к получению бесплатного дошкольного образования ее ребенка в БДОУ г. Омска до 01.01.2015, взыскать компенсацию морального вреда в размере " ... " рублей.
В судебном заседании истец Косинцева М.Е., ее представитель Басов И.Г. заявленные требования поддержали.
Представители ответчиков администрации г. Омска, департамента образования администрации г. Омска, департамента финансов и контроля администрации г. Омска в судебное заседание не явились, были извещены.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Косинцева М.Е., считая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на несоблюдение ответчиком сроков предоставления ее ребенку места в детском образовательном учреждении, вынесение решения с учетом не соответствующих действительности данных о комплектовании групп в детских образовательных учреждениях г. Омска. Судом не было учтено тяжелое материальное положение ее семьи. Указывает на наличие пустующих групповых помещений в БДОУ г. Омска, которые сдаются в аренду для коммерческих групп. Отказ в компенсации морального вреда, нанесенного бездействием ответчика, полагает необоснованным. Ранее по аналогичным делам выносились решения о предоставлении мест в детском саду.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.75-80), в судебное заседание не явились стороны, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст.167,327 ГПК РФ.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.1998 N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и другими нормативно правовыми актами РФ.
В силу ч.1 ст.64 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст.67 Федерального закона N 273-ФЗ).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст.55 Федерального закона N 273-ФЗ. Так, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9).
Согласно ч.2 ст.67 Федерального закона N 273-ФЗ, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч.3 ст.67 Федерального закона N 273-ФЗ).
При этом в силу ч. 4 ст. 67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации) настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Части 5 и 6 указанной статьи регламентируют основания соответственно организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения и основания организации конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены в п.25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 N 2562, действовавшего до 03 ноября 2013 года.
В силу пункта 18 Положения о департаменте образования администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 413, предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ город Омск является компетенцией департамента образования администрации города Омска.
Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, ранее был утвержден соответствующим Приказом департамента образования Администрации города Омска от 18 апреля 2011 года N 86, который утратил силу в связи с изданием приказа департамента образования Администрации города Омска от 19 февраля 2013 года N ДО/53.
Так, согласно пунктам 21,22,23,24 Положения, утвержденного приказом департамента образования Администрации г. Омска от 19.02.2013 N ДО/53 (в ред. Приказа Департамента образования Администрации г. Омска от 21.03.2013 N ДО/131) комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования, при выдаче путевки в учреждение. Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета, основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Изменение номера очереди возможно в следующих случаях: родители (законные представители) ребенка изменили номер учреждения, в которое зарегистрирован ребенок; родители (законные представители) ребенка представили в Комиссию подлинники документов, подтверждающих наличие внеочередного, первоочередного или преимущественного права предоставления ребенку места в учреждении. В период комплектования учреждения родители (законные представители) детей, подлежащих устройству в учреждения, согласно очередности приглашаются в Комиссию по средствам связи, указанной в Книге учета, либо почтой для получения путевки. Дополнительного заявления в Комиссию для получения путевки не требуется. Прием детей в учреждение осуществляется руководителем учреждения в соответствии с путевкой на основании: заявления родителей (законных представителей); медицинского заключения; копии паспорта одного из родителей (законных представителей). Право на внеочередное и первоочередное определение детей в Учреждение имеют льготные категории граждан.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10.02.2009 года N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как было установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, истец Косинцева М.Е. является матерью КСЕ " ... "2012 года рождения. 30.08.2012 года КСЕ зарегистрирована в Книге учета будущих воспитанников для получения места в дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка-детский сад N 140" Кировского АО г. Омска Повторное посещение комиссии установлено в апреле 2014 года. Таким образом, на момент постановки на учет ребенку было более одного месяцев. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.
Согласно ответу департамента образования Администрации г. Омска по состоянию на 20.05.2013 ранее КСЕ в БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N " ... "" зарегистрированы и не определены 124 ребенка 2012 года рождения, в том числе 10 человек - дети льготной категории граждан, имеющие право на первоочередное определение в дошкольное образовательное учреждение. Близлежащие дошкольные образовательные учреждения укомплектованы.
По городу в очереди зарегистрировано 10830 детей 2012 года рождения, 30 311 детей в возрасте от 0 до 3 лет, 12 873 ребенка в возрасте от 3 до 6 лет.
В материалы дела Департаментом образования Администрации г. Омска представлены сведения о комплектовании групп в ДОУ по муниципальному образованию - городской округ г. Омск на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 года, которые также свидетельствуют о наличии очередности, превышении планового количества детей в детских садах фактическому их наличию и отсутствии свободных мест в ДОУ. Предоставленная информация свидетельствует о том, что предусматривается комплектование групп оздоровительной, комбинированной направленности и увеличение плановой численности детей по сравнению с фактическими показателями на 01 апреля текущего года.
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание, что ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, со стороны администрации города Омска, департамента образования администрации города Омска отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 и вступившие в силу с 30.07.2013.
Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (п.1.4 СанПиН).
Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены (п. 1.5 СанПиН).
Так, пунктом 1.10 ранее действовавших СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" было предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории города Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 01.12.2011 года на Администрацию города Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в МДОУ лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до 01.01.2015.
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей, ответчиком разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования города Омска" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением Администрации г.Омска от 30.03.2009 N 223-п.
В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста по следующим направлениям: восстановление "резервных" групп в существующей системе МДОУ; открытие дошкольных групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных общеобразовательных учреждений; перепрофилирование зданий, переданных в муниципальную собственность, под БДОУ; открытие групп полного дня в зданиях филиалов школ; создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений; поддержка негосударственного сектора дошкольного образования; строительство детских садов.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 года N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
В 2012 году открыто 29 дополнительных групп, в I квартале 2013 года открыто 7 дополнительных групп. В декабре 2012 года по условиям контракта завершено строительство детского сада на 140 мест в микрорайоне "Кристалл" Кировского АО г.Омска. Принимаются меры по восстановлению дошкольных образовательных учреждений по улицам Круговая, Энтузиастов, 6-я Линия, Любинская в г.Омске, в связи с чем, произойдет увеличение количества мест для детей дошкольного возраста на 600 единиц.
Для создания дополнительных мест дошкольного образования в 2013 году введено дополнительно 3 156 мест, в том числе завершено строительство трех зданий детских садов в Кировском АО г. Омска, завершено строительство дополнительного корпуса здания БДОУ города Омска "Детский сад N 4" на 150 мест, проведен капитальный ремонт 6 зданий дошкольных учреждений, где создано более тысячи дополнительных мест; открыто 27 групп на 770 мест в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях; открыто 16 групп для 416 детей в возрасте от 4 до 7 лет на базе общеобразовательных учреждений; дополнительно открыто 30 новых групп на 603 места в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях.
В 2014-2015 годах планируется строительство дошкольных учреждений в микрорайоне "Прибрежный", в микрорайоне "Кристалл-2", по просп. Космический, по ул. Мельничная, по ул. Талалихина, а также в Центральном АО г. Омска; реконструкция зданий пяти средних общеобразовательных учреждений в разных административных округах г. Омска со строительством пристройки для размещения бюджетного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Кроме того запланировано приобретение зданий дошкольных учреждений на 1 355 мест за счет федеральных средств. В рамках государственно-частного партнерства Администрацией города Омска заключено концессионное соглашение о передаче шести земельных участков для строительства дошкольных учреждений на 1180 мест. Рассматривается вопрос о передаче 15 земельных участков для строительства 15 дошкольных учреждений на 3 360 мест. Администрацией города Омска передано 11 земельных участков для строительства дошкольных учреждений частными инвесторами и другими организациями на 2650 мест.
Принимая во внимание тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в ДОУ требует значительных денежных вложений, отсутствие в местном и региональном бюджете необходимых сумм, предпринятые ответчиком меры по разрешению проблемы, суд обоснованно не усмотрел виновного бездействия со стороны администрации города Омска и департамента образования Администрации города Омска.
Ссылка апеллянта на письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 N 03-1883, согласно которому место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Доводы жалобы о том, что решение вынесено с учетом не подтвержденных данных о комплектовании групп в БДОУ г. Омска состоятельными не являются, поскольку указанное обстоятельство судом было проверено, установлено, что все имеющиеся дошкольные образовательные учреждения уже укомплектованы.
Указание в жалобе на то, что пустующие групповые помещения в БДОУ г. Омска сдаются в аренду, не может быть принято во внимание ввиду отсутствия надлежащих доказательств.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении истцу места для ее ребенка в детском саду не установлен, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Доводы об оставлении без внимания тяжелого материального положения семьи истца, на правомерность позиции суда повлиять не могут, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду быть не может.
Ссылки подателя жалобы на существование иной судебной практики разрешения споров данной категории, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 5 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.