Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Илларионова А.В., Ершовой Л.А.,
при секретаре Усмановой Г.И.
рассмотрела в судебном заседании 06 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Государственной жилищной инспекции Омской области Момот И.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 28 мая 2014 года, которым постановлено:
"Требования администрации Большереченского муниципального района Омской области - удовлетворить.
Признать Предписание N " ... " от " ... ". Государственной жилищной инспекции Омской области вынесенное в адрес администрации Большереченского муниципального района Омской области - незаконным".
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Большереченского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Омской области N " ... " от " ... " года.
В обоснование заявления указала, что " ... " года Государственной жилищной инспекцией Омской области были проведены проверочные мероприятия технического состояния многоквартирных домов N " ... " и N " ... ", расположенных по адресу: " ... " По результатам указанных мероприятий были выявлены нарушения, составлен акт N " ... " от " ... " года. На основании указанного акта в отношении Администрации Большереченского муниципального района " ... " года было вынесено предписание N " ... " об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю, на заявителя возложена обязанность произвести определенные действия. Между тем, указанные в предписании работы относятся к текущему ремонту, которые должны производиться нанимателями жилых помещений.
Кроме того, Администрация Большереченского муниципального района не является лицом, в отношении которого должно выдаваться предписание об устранении нарушений законодательства, управление муниципальной собственностью отнесено к компетенции комитета по управлению имуществом.
В судебном заседании представитель заявителя Спорыш Л.В. поддержала доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснила, что в Большереченском районном суде Омской области на рассмотрении находится гражданское дело по иску " ... " и других граждан (жителей домов N " ... " по ул. " ... ") о признании аварийных жилых помещений, расположенных по адресу: " ... " и " ... ". Жилищной комиссией указанные жилые помещения признаны пригодными для проживания. Кроме того, имело место самовольная реконструкция жителями квартир (снос несущих столбов). Решение по данному делу судом еще не принято. Так же указал, что вынесенное предписание основано на акте от " ... " года, который вынесен до назначения в установленном законом порядке проверки по обращению " ... "
Представитель ГЖИ в Омской области - " ... " в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованное лицо Чуприна М.В. в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилась, поддержала доводы представителя ГЖИ. Указала, что она совместно с собственниками дома N " ... ", расположенных по " ... ", обратились в Большереченский районный суд Омской области с исковым заявлением о признании вышеуказанных домов аварийными. Полагала, что причиной возникших разрушений является некачественное строительство дома.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Государственной жилищной инспекции Омской области " ... " просит решение суда отменить, принять новое решение. Указывает, что внеплановая выездная проверка была проведена строго в порядке, предусмотренным федеральным законом. Полагает, что суд не дал надлежащей правовой оценки событиям, установленным в ходе рассмотрения административного дела, необоснованно сослался на несоблюдение ненадлежащим образом положений федерального закона N " ... " от " ... " года в части неисполнения госконтрактов на спорные дома. Полагает, что предписание было обоснованно выдано собственнику многоквартирных домов, так как с его стороны в течение продолжительного времени не предпринималось никаких мер по надлежащему содержанию своего имущества.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрации Большереченского муниципального района Омской области выражает доводы несогласия с апелляционной жалобой. Указывает, что на основании акта N " ... " были обследованы не только квартира N " ... ", но и квартиры N " ... " и N " ... " многоквартирного дома N " ... "; квартиры N " ... " многоквартирного дома N " ... ", проведенные в разное время на основании и судебного запроса, и обращения " ... " Полагает, что на основании п. 3.7 Положения "О комитете по управлению имуществом муниципального образования "Большереченский район Омской области" Администрация Большереченского муниципального района не является лицом, в отношении которого должно выдаваться предписание об устранении нарушений законодательства. Также ссылки о том, что Администрация Большереченского муниципального района является собственником многоквартирных домов N " ... " и N " ... ", полагает ошибочным, поскольку их собственником является Большереченский муниципальный район, а квартиры в указанных домах предоставлены гражданам по договору социального найма. В связи с изложенным, указанные в предписании работы должны производиться нанимателями жилых помещений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. " ... ").
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на неё, заслушав представителя Государственной жилищной инспекции Омской области " ... " " ... " поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене как постановленного с нарушением норм материального права, а также по мотиву несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что дома N " ... " и N " ... " по " ... " построены в " ... " году ООО " " ... "" в рамках реализации Подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого аварийного жилищного фонда" Федеральной целевой программы "Жилище" на " ... " годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года N 675, в соответствии с государственными контрактами от " ... " года.
По условиям государственных контрактов гарантийный срок на квартиры составляет " ... " лет со дня подписания акта приема-передачи.
Указанные дома введены в эксплуатацию на основании разрешений, выданных Администрацией Большереченского муниципального района Омской области от " ... ".2009 года (л.д. " ... ").
Собственником квартиры N " ... " в доме N " ... " и квартиры N " ... " в доме N " ... " по " ... " с " ... " года является муниципальное образование - Большереченский муниципальный район Омской области (л.д. " ... ").
По договору социального найма от " ... " года квартира N " ... " в доме N " ... " по " ... " комитетом по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района Омской области передана в пользование " ... " (л.д. " ... ").
Квартира N " ... " в доме N " ... " по " ... " передана в пользование " ... " по договору социального найма от " ... " года (л.д. " ... ").
" ... " года " ... " обратилась в Правительство Омской области о признании аварийными вышеуказанных домов по мотиву наличия в них недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, что подтверждено ею в суде апелляционной инстанции.
На основании указанного обращения министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области уведомил Государственную жилищную инспекцию Омской области с поручением о рассмотрении обращения, организации обследования (л.д. " ... ").
Распоряжением заместителя Госжилинспекции Омской области от " ... " года N " ... " назначено на " ... " года проведение внеплановой выездной проверки в отношении Администрации Большереченского муниципального района по квартирам N " ... " в домах " ... " (л.д. " ... ").
" ... " года проверка была проведена, о чем составлен акт (л.д. " ... "), согласно которому грунт под полом обследованных домов имеет просадочные деформации, которые приводят к просадке пола (между опорными столбами и лагами полов образовался просвет до 5-10 см) и несущих межкомнатных перегородок, зыбкости пола. Кроме того, произошла деформация конструкций пристроек (сквозные щели между основным зданием и пристройкой), перекос дверных проемов. Обнаружены щелевидные трещины в местах примыкания межкомнатных перегородок к перекрытиям потолка и пола. В помещении санузла квартиры N " ... " многоквартирного дома N " ... " по " ... " выявлены разрушения покрытия пола, внутридомовая канализационная система заглушена, виды следы подтопления фекальными водами. Выявлено отсутствие вентиляции межпольного пространства, отсутствие продухов в цоколе здания. Аналогичные нарушения выявлены в жилых помещениях квартиры N " ... " многоквартирного дома " ... ".
Тем самым нарушены: пункты 4.4.1, 4.4.3, 3.1.1., 4.7.1, 4.7.2, 4.7.3, 4.2.1.13, 4.2.2, 4.9.10, 5.8.1, 5.8.3, 3.4.2, 3.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2013 года N 170.
По результатам проверки Администрации Большереченского муниципального района Омской области " ... " года выдано предписание об устранении выявленных нарушений: восстановить несущие способности конструкций пола (устранить просадочные деформации грунта под полом жилых и вспомогательных помещений (уплотнить грунт), обеспечить достаточное опирание лаг пола на опорные столбики без проявления шаткости, которые приводят к просадке несущих межкомнатных перегородок и зыбкости пола); устранить щелевидные трещины в местах примыкания межкомнатных перегородок к перекрытиям потолка и пола; обеспечить эффективную работу вентиляции межпольного пространства (обустройство достаточного количества продухов); обеспечить гермитизацию внутридомовой канализационной системы в подпольном пространстве; выполнить дезинфекцию грунта межпольного пространства.
Выводы суда о соблюдении Государственной жилищной инспекцией Омской области порядка назначения и проведении внеплановой выездной проверки, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются правильными.
Вместе с тем, признавая вышеуказанное предписание незаконным, суд исходил из того, что указанный в предписании перечень мероприятий, относится к работам по проведению текущего ремонта, что в силу пункта 4 части 3 статьи 67 ЖК Российской Федерации является обязанностью нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Между тем, судом не учтено, что в соответствии с положениями статей 65 и 67 ЖК Российской Федерации наймодатель обязан принимать участие в содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также осуществлять его капитальный ремонт, а наниматель только производить текущий ремонт, занимаемого им жилого помещения.
При этом, такая обязанность у нанимателя возникает при передаче ему по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК Российской Федерации, подпункт "а" пункт 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 года N 315).
Суд не принял во внимание, что выявленые Государственной жилищной инспекцией Омской области недостатки являются следствием строительных дефектов, факт которых признавался Администрацией Большереченского муниципального района Омской области в " ... " году (сообщение от " ... " года " ... " на её обращение от " ... " года, где указывалось о том, что соответствующая претензия направлена в ООО " " ... " л.д. " ... "), и не относятся к текущему ремонту занимаемых гражданами жилых помещений.
Выявленные недостатки касаются элементов общего имущества многоквартирного дома, ремонт которого и приведение его в надлежащее состояние являются обязанностью наймодателя, при том положении, что жилые помещения переданы по договору социального найма со строительными дефектами в общем имуществе всего дома.
В данной связи ссылки Администрации Большереченского муниципального образования Омской области на то, что мероприятия по устранению недостатков, изложенные в оспариваемом предписании, относятся к текущему ремонту, выполняемому нанимателем, подлежат отклонению.
Ссылки в решении суда на то, что возложение обязанности на орган местного самоуправления по устранению возможных строительных дефектов, допущенных застройщиком, является не правомерным, являются ошибочными.
Граждане, проживающие в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма, в правоотношениях с застройщиком не состоят. Ответственность за некачественно переданное жилое помещение, в том числе по общему имуществу, несет наймодатель, который обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение (пункт 2 части 2 статьи 65 ЖК Российской Федерации, подпункт "б" пункт 5 Типового договора социального найма жилого помещения).
Выводы суда о том, что Администрация Большереченского муниципального образования не является лицом, в отношении которой должно выдаваться предписание об устранении нарушений законодательства относительно квартир, переданных в собственность граждан, не основаны на материалах дела.
Предписание Государственной жилищной инспекцией Омской области составлено по результатам проверки жилых помещений, относящихся к собственности муниципального образования.
Ссылки Администрации в отзыве на апелляционную жалобу о том, что в предписании перечислены недостатки, по результатам двух проверок, в частности по результатам проверки по судебному запросу, проведенных Госжилиснспекцией Омской области, несостоятельны.
Предписание N " ... " от " ... " года вынесено на основании акта от " ... " года от этой же даты за N " ... ", составленного по результатам проверки квартир N " ... " в домах " ... ".
Выводы суда о том, что Госжилинспекция Омской области вышла за пределы обращения " ... ", то есть в отношении квартиры " ... ", не состоятельны, поскольку " ... " обращалась также по данному вопросу в Правительство Омской области, что ею подтверждено в суде апелляционной инстанции.
Не могут быть учтены доводы Администрации Большереченского муниципального образования о вынесении предписания ненадлежащему лицу, каковым должен являться комитет по управлению имуществом муниципального образования "Большереченский район" Омской области, который является юридическим лицом и осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 215 ГК Российской Федерации имущество, являющееся муниципальной собственностью, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, от имени которого права собственника осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абзац 12 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 34 указанного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 15 Устава Большереченского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования "Большереченский район" Омской области от 07.06.2005 года N 34, структуру органов местного самоуправления Большереченского муниципального района составляют: Совет Большереченского муниципального района; Глава Большереченского муниципального района; Администрация Большереченского муниципального района; контрольно-счетный орган Большереченского муниципального района.
Администрация Большереченского муниципального района управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности Большереченского муниципального района (пункт 3 статьи 31 Устава).
Согласно Положению, утвержденному постановлением Главы муниципального образования "Большереченский район" от 17.04.2003 года N 199, комитет по управлению имуществом является структурным подразделением администрации.
Таким образом, правовое положение администрации района как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления не тождественно правовому положению структурного подразделения администрации, наделенного правами юридического лица, к которым относится комитет по управлению имуществом.
В силу пункта 6 статьи 2 ЖК Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Предписание Государственной жилищной инспекцией Омской области правильно выдано Администрации как органу, осуществляющему исполнительно-распорядительные функции в системе органов местного самоуправления относительно муниципальной собственности.
Учитывая приведенное, решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материального права, а также в силу несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления Администрации Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным предписания N " ... " от " ... " года Государственной жилищной инспекции Омской области.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 28 мая 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Администрации Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным предписания N " ... " от " ... " года Государственной жилищной инспекции Омской области отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.