Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.,
судей областного суда: Осадчей Е.А., Кутыревой О.М.,
с участием прокурора Биенко Н.В.
при секретаре: Пузыревой А.А.,
рассмотрела в судебном заседании 06 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Омской области Огневой Е.А. на решение Таврического районного суда Омской области от 04 июня 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Таврического района удовлетворить.
Обязать БСУСО Омской области "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" выполнить требования СНиП 35-01-2001 для обеспечения доступа к жилому корпусу N 2 БСУСО "Таврический дом-интернат" маломобильных групп населения до " ... " года.
В случае недостаточности средств у Бюджетного стационарного учреждения шального обслуживания Омской области "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" на выполнение требований СНиП 35-01-2001 для обеспечения доступа к жилому корпусу N 2 БСУСО "Таврический дом-интернат" маломобильных групп населения, обязанность по выполнению указанных работ возложить на его учредителей - Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Таврического района в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями обратился в суд с иском к Бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Омской области "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов", Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, указывая, что в БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" проживает " ... " инвалид-колясочник. Согласно акту проверки от " ... " к зданию жилого корпуса N 2 установлен пандус, вместе с тем вход в здание жилого корпуса N " ... " не соответствует п. 5.2.4 СНиП 35-01-2001: дверные проемы должны быть не менее " ... " м., откос не менее " ... " м., фактически ширина двери составляет - " ... " м., ширина откоса - " ... " м. Согласно приложению "Д" СНиП 35-01-2001 ширина инвалидной коляски составляет - " ... " м., глубина - " ... " м. Таким образом, здание жилого корпуса N 2 БСУСО "Таврический дом-интернат" хотя и оборудовано пандусом для инвалидов-колясочников, расположенным отдельно от главного входа в корпус, однако фактически не используется, поскольку необходимо выполнить строительные работы по расширению и обустройству входа-выхода в здание.
Просил обязать БСУСО Омской Области "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" выполнить требования СНиП 35-01-2001 и обеспечить доступ к жилому корпусу N 2 БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" в срок до " ... ", в случае недостаточности средств у БСУСО Омской области "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" на выполнение данных требований, обязанность по выполнению указанных работ возложить на его учредителей - Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области.
В судебном заседании помощник прокурора " ... " Кулябина Е.С. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" Путинцева Н.С. против исковых требований не возражала, пояснила, что выполнить требования СНиП и обеспечить доступ к жилому корпусу маломобильных групп населения не представляется возможным в отсутствие денежных средств. Указала, что пандус изготовлен и установлен с учетом всех требований законодательства.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании участия не принимал, согласно отзыва исковые требования не признал, указав, что БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" обязан самостоятельно создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в жилые помещения.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании не участвовал, в отзыве пояснил, что возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку является ненадлежащим ответчиком.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. просит решение суда отменить в части возложения на министерство обязанности, ссылаясь на то, что ответчик не является органом уполномоченным решать вопросы деятельности БСУСО Омской Области "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов", а также его финансирования. Отраслевым органом в отношении БСУСО является Минтруд, следовательно, финансирование деятельности учреждения через Минимущество не осуществляется.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Полтавского района Омской области считает решение суда законным и обоснованным, а ссылки подателя жалобы не влияющими на объем субсидиарной ответственности. Кроме того, корпус N 2 передан в оперативное управление БСУСО именно Минимуществом
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Биенко Н.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что " ... " в оперативное управление БСУСО О. области "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области передан жилой корпус N " ... ".
В соответствии с Уставом данного учреждения его учредителем является Омская область. Функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют: Министерство труда и социального развития Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области (Минимущество).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011г. N 175 "О государственной программе РФ "Доступная среда" на 2011-2015 годы", одним из основных мероприятий Программы является приведение состояний зданий и сооружений в соответствии с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Прокуратурой Таврического района проведена проверка соблюдения законодательства о социальном обслуживании населения, социальной защите инвалидов в деятельности БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов", в ходе которой установлено, что здание жилого корпуса N " ... " оборудовано пандусом для инвалидов-колясочников, вместе с тем вход в здание не соответствует п.п.5.2.4. СНиП 35-01-2001, а именно дверные проемы должны быть не менее " ... ", откос не менее " ... ". При замере дверей установлено, что ширина двери - " ... ", ширина откоса - " ... ", что препятствует доступу в помещение инвалиду в коляске стандартного вида.
Согласно п.4.1.14 Свода правил 59.13330.2012 (СНиП 35-01-2001) "доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011г. N 605 в части общих требований к зданиям сооружениям и их участкам, лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием (п.5.1.1 СНиП 35-01-2001).
В соответствии с п.5.1.4 СНиП 35-01-2001 входные двери должны иметь ширину в свету не мене 1.2м., ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9м, при глубине откоса в стене открытого проема более 1,0м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1.2м (п.5.2.4).
Руководствуясь приведенными выше стандартами, ст.20 Федерального закона от 02.08.1995г. N122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ч.1 ст.12, ч.3 ст.30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009г. N 384-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Устанавливая субъектов ответственности и исполнения обязанности по обеспечению доступа к жилому корпусу N 2 БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов", суд первой инстанции правильно исходил из того, что наряду с указанным учреждением данную ответственность несет Министерство труда и социального развития Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области.
При этом юридическая основа и формы исполнения обязанности по устранению нарушений требований СНиП 35-01-2001 у бюджетного учреждения и органов государственной власти являются следующими.
Исполнение судебного акта в части непосредственного устранения выявленных нарушений (в натуре) предполагается действиями самого бюджетного учреждения. Между тем, финансирование мероприятий по устранению приведенных выше нарушений должно осуществляться и с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.
Объем ответственности Министерства труда и социального развития Омской области за выявленные в БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" нарушения определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному учреждению является главным распорядителем денежных средств.
В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу ч.2,3 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч.6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Как следует из Устава БСУСО "Таврический дом-интернат", формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется отраслевым органом (Министерством труда и социального развития Омской области).
В данной связи, судебная коллегия приходит к выводу, что на данном Министерстве Омской области лежит обязанность по финансированию расходов по устранению выявленных нарушений.
Возложение на Министерство имущественных отношений Омской области обязанности по устранению нарушений требований СНиП 35-01-2001 сомнений в правильности также не вызывает.
Из Устава БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" следует, что государственный орган осуществляет функции учредителя данного учреждения от имени Омской области как орган исполнительной власти в сфере управления собственностью Омской области.
Недвижимое имущество, находящееся во владении и пользовании БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" передано ему Омской областью в оперативное управление. Контроль за сохранностью и использованием закрепленного за БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" на праве оперативного управления имущества осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области.
Как следует из п.1 Положения о Министерстве имущественных отношений, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, Министерство имущественных отношений Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом.
Реализуя предоставленные полномочия Министерство имущественных отношений Омской области осуществляет от имени Омской области правомочия собственника в случаях и порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством (п.п.1 п.9 Положения).
В сфере управления имуществом Омской области Министерство имущественных отношений Омской области осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества государственных учреждений Омской области, в том числе осуществляет проверки целевого использования, сохранности и эффективности управления имуществом, находящимся в оперативном управлении государственных учреждений Омской области в порядке.
Выполнение мероприятий по обеспечению соответствующих норм и правил по эксплуатации объектов недвижимости самим учреждением, не освобождает собственника здания - публичное образование в лице Министерства имущественных отношений Омской области, от обязанности обеспечивать выполнение этих норм.
Министерство имущественных отношений Омской области является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязанность содержания принадлежащего ему имущества возложена на собственника, действовавшим ранее пунктом 2 статьи 120 ГК РФ предусматривалось, что при недостаточности находящимися в распоряжении учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Следует отметить, что обязанность по устранению нарушений у бюджетного учреждения возникла до " ... ", а абзац шестой пункта 2 статьи 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до " ... " (Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Согласно п.4.3. Устава БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов", учреждение обязано предоставлять Отраслевому органу и Минимуществу сметно-проектную, финансовую документацию в полном объеме по всем видам деятельности учреждения.
Таким образом, каких - либо иных полномочий, кроме прямо указанных в законодательстве, Уставе учреждения, решением суда на Министерство имущественных отношений не возложено, в связи с чем, оснований полагать, что Минимущество не может быть ответчиком по данному делу, не имеется.
Судебная коллегия отмечает, что установленный законом порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества (в лице его компетентных органов) возложенных на него законом обязанностей.
Учитывая приведенную фактическую и правовую основу разрешения спора, судебная коллегия признает правомерным возложение судом первой инстанции обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности на БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" и его учредителей - Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области.
При этом, судебная коллегия исходит из дифференцированного характера исполнения данной обязанности с учетом правового статуса бюджетного учреждения и полномочий исполнительных органов государственной власти Омской области.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно части 4 ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного акта, не допущено.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из содержащихся в апелляционной жалобе доводов в порядке с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 326, 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таврического районного суда Омской области от 04 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Омской области Огневой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.