Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего Мотрохова А.Б.
судей областного суда: Поповой Э.Н., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре: Фогель И.В.
рассмотрела в судебном заседании от 13 августа 2014 г. дело по апелляционной жалобе представителя Судниковй А.А.- Сницаренко А.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 03 июня 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Судниковой А. А. к Администрации г.Омска об обязании принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны и обязании оказать меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Судникова А.А. обратилась с иском к администрации г. Омска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет право воспользоваться государственной поддержкой в виде получения денежных средств на улучшение жилищных условий, для чего ей необходимо быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Указала, что департаментом жилищной политики, администрацией г. Омска ей отказано в предоставлении социальной поддержки по улучшению жилья.
Просила обязать администрацию г. Омска поставить ее на очередь на получение социальной поддержки по улучшению жилья согласно закона "О ветеранах" и выдать сертификат на его улучшение.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса по Омской области.
Представитель истца Сницаренко А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что истец не претендует на социальное жилье, а желает получить меры социальной поддержки как ветеран труда. Судников В.А. являлся не просто участником ВОВ, а инвалидом ВОВ, что должно быть учтено при рассмотрении дела.
Представитель ответчиков администрации г. Омска, департамента жилищной политики администрации г. Омска Лыба С.В. возражала против удовлетворения требований истца. Пояснила, что истец обеспечена жилой площадью выше учетной нормы площади жилого помещения, в связи с чем истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Нехорошева А.А. исковые требования не признал. Считает, права истца министерство не нарушило, так как ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение выплат, истец нуждающейся не признана.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Судниковй А.А.- Сницаренко А.В. просит решение суда отменить. Указывает на нарушения норм материального и процессуального права. Приводит доводы, аналогичные рассматриваемым в суде первой инстанции, указывая, что ее доверитель не претендует на социальное жилье, а желает получить меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты. Отмечает, что истец является нетрудоспособным членом семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, состояла на иждивении и имеет право на получение пенсии по потере кормильца в соответствии с пенсионным законодательством.
Лица, участвующие в деле, " ... " надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 64-65).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Судниковой А.А.- Сницаренко А.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя администрации г. Омска, департамента жилищной политики Лыба С.В., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что Судникова А.А., " ... " года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны Судникова В.А., N " ... " года рождения, и проживает по адресу: г. Омск, " ... "А, " ... ", общей площадью N " ... " кв.м. Указанное жилое помещение принадлежит ей на праве собственности и ее дочери Сницаренко А.В. по N " ... " доли каждому.
Истец обращалась в администрацию г. Омска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации г. Омска от " ... " N N " ... " в постановке на учет Судниковой А.А. отказано в виду не предоставления документов, подтверждающих право состоять на учете.
Обращаясь с исковыми требованиями, Судникова А.А. указала о несогласии с ответом администрации, отказавшей в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, просила поставить ее на очередь на получение мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий и выдать сертификат на его получение, полагая что имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением в соответствии с Указом Президента как вдова участника ВОВ.
Отказывая в удовлетворении требований Судниковой А.А., суд первой инстанции верно применил положения законодательства, регулирующие правоотношения в области жилищного законодательства, а также положения Федерального закона от 12.01.1995 N5 "О ветеранах" и указал на наличие в собственности истца жилого помещения, отвечающего требованиям жилищного законодательства в пределах учетной нормы.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" принято решение о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону от 12.01.2001 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах").
В соответствии с п.п.4 ч.1 ст.21, ч.1 ст.23.2 ФЗ "О ветеранах", право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
ФЗ "О ветеранах" и Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" направлены на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение указанных выше положений постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее Порядок).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1 указанного Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные ст. 14,15,17-19 и 21 Закона о ветеранах. Обеспечение членов семей умерших участников Великой Отечественной войны жилыми помещениями осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору (подпункт 1 пункта 4 Порядка).
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что основанием обеспечения члена семьи (в частности, супруги) умершего участника Великой Отечественной войны жилым помещением является установление факта нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий.
Согласно п.п.2, 3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Применительно к правоотношениям, возникшим между истцом и Администрацией г. Омска, Судникова А.А. могла бы быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий при необеспеченности учетной нормой площади жилого помещения.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2006 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма" в муниципальном образовании городской округ г. Омск Омской области учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 15 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что администрация г. Омска обоснованно отказала Судниковой А.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в указанном жилом помещении превышает учетную норму, установленную в Постановлением Мэра г. Омска в размере 15 кв. м ( N " ... ").
В данной связи, судебная коллегия отмечает, что несмотря на дополнительные льготы в обеспечении жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов их семей, указанные лица для реализации такого права должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При таком положении доводы апелляционной жалобы о том, что истец не претендует на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку у нее в собственности имеется ? доли в " ... ", а претендует на улучшение жилищных условий, не основаны на законе. В соответствии с действующим законодательством члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, однако лица из указанной категории граждан должны быть признаны установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что истец обеспечена жилой площадью выше учетной нормы площади жилого помещения, в связи с чем, Судниковой А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма, доказательств о признании указанного жилого помещения непригодным истцом не представлено, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности отказа органа местного самоуправления - администрации г. Омска в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете.
Каких-либо убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 03 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.