Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Башкатовой Е.Ю.,
судей Будылка А.В., Дьякова А.Н.,
при секретаре Петроченко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассказовой Н.Г. к Администрации города Омска, департаменту образования Администрации города Омска, департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о возложении обязанности по созданию и предоставлению места в бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Омска и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Рассказовой Н.Г. на решение Центрального районного суда города Омска от " ... " об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения истца и её представителя Басова И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р. Н.Г. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска, департаменту образования Администрации города Омска, Департаменту финансов и контроля Администрации города Омска. В обоснование иска указала на то, что приходится матерью несовершеннолетнему " ... ", " ... " года рождения. Её сын был зарегистрирован в Книге учёта будущих воспитанников для предоставления ему места в БДОУ города Омска "Детский сад N " ... " комбинированного вида" " ... ". В " ... " департаментом образования Администрации города Омска ей был дан ответ об отсутствии места в детском саду. С отказом в предоставлении места не согласна. Указала на нарушение её прав и прав ребёнка на дошкольное образование.
Просила обязать Администрацию города Омска, департамент образования Администрации города Омска создать для её ребёнка место в БДОУ города Омска до " ... ", также обязать их в указанный срок допустить её ребёнка к получению бесплатного дошкольного образования в БДОУ города Омска и возместить моральный вред в сумме " ... " рублей.
В судебном заседании истец и её представитель поддержали исковое заявление в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков - Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска, департамента финансов и контроля Администрации города Омска.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Рассказовой Н.Г. к Администрации города Омска, департаменту образования Администрации города Омска, департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о возложении обязанности по созданию и предоставлению места в бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Омска и компенсации морального вреда отказано в полном объёме.
В апелляционной жалобе Р. Н.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на несоблюдение ответчиком сроков предоставления её ребёнку места в БДОУ, вынесение решения с учётом не соответствующих действительности данных о комплектовании групп в БДОУ города Омска. Судом не было учтено тяжёлое материальное положение её семьи. Отказ в компенсации морального вреда, нанесенного ребёнку и родителям бездействием ответчика, считает необоснованным. Отмечает также, что ранее по аналогичным делам выносились решения о предоставлении мест в детском саду.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще. Для участия в судебном заседании явились истец и её представитель, поддержавшие доводы жалобы.
Выслушав истца, её представителя, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1 статьи 67 Закона).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона N 273-ФЗ. Так, приём на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с данным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (часть 1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 9).
Согласно части 2 статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3 статьи 67).
При этом в силу части 4 статьи 67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и статьи 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации) указанного Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Части 5 и 6 приведённой выше статьи регламентируют основания соответственно организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения и основания организации конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Данное положение было предусмотрено в пункте 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 666 (действовавшего до 16 апреля 2012 года) и соответственно в пункте 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года N 2562, действовавшего до 03 ноября 2013 года.
В силу пункта 18 Положения о департаменте образования Администрации города Омска, утверждённого решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года N 413, предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ город Омск является компетенцией департамента образования Администрации города Омска.
Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, ранее был утвержден соответствующим Приказом департамента образования Администрации города Омска от 18 апреля 2011 года N 86 (утратил силу в связи с изданием приказа департамента образования Администрации города Омска от 19 февраля 2013 года N ДО/53).
Согласно пунктам 10, 11, 13, 21, 22 Положения, утвержденного приказом департамента образования Администрации города Омска от 19 февраля 2013 года N ДО/53, комплектование Учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в учреждение Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета. Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Внеочередное, первоочередное или преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права. Преимущественное право на определение в учреждение имеют дети одиноких работающих родителей, дети педагогических работников бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Детям педагогических работников, медицинских работников и обслуживающего персонала бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, место предоставляется во внеочередном порядке.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07 мая 2012 года N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 февраля 2009 года N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из материалов дела следует, что истец Р. Н.Г. приходится матерью несовершеннолетнему " ... " " ... " года рождения.
" ... " " ... " был зарегистрирован в Книге учёта будущих воспитанников для предоставления ему места в БДОУ города Омска "Детский сад N " ... " комбинированного вида".
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент постановки на учёт сыну истца было три месяца.
До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении сыну истца не предоставлено.
В Письме N N " ... " от " ... " департамент образования администрации города Омска указал, что " ... " зарегистрирован в Книге учёта будущих воспитанников в бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска "Детский сад N " ... " комбинированного вида". В настоящее время до " ... " в данное дошкольное учреждение не определено 26 детей данного возраста. Другие близлежащие дошкольные учреждения детьми 2010 года рождения укомплектованы полностью, свободных мест нет. Определить " ... " в дошкольное учреждение не представляется возможным (л.д. 5-6 т. 1).
Аналогичные пояснения дал представитель департамента образования администрации города Омска в ходе рассмотрения дела.
Представленные департаментом образования администрации города Омска данные о комплектовании групп в МДОУ по административным округам города Омска на 2011-2012; 2012-2013 годы, а также на 2014 год и плановый 2015 и 2016 года свидетельствуют о наличии очередности, превышении планового количества детей в детских садах фактическому их наличию и отсутствии свободных мест в БДОУ.
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание то, что ребёнок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, со стороны Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года N 26 и вступившие в силу с 30 июля 2013 года.
Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (пункт 1.4 СанПиН).
Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены (пункт 1.5).
Так, пунктом 1.10 ранее действовавших СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" было предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории города Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Приём в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Реализация истцом конституционных прав на получение её ребёнком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребёнка истца.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от " ... " на Администрацию города Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в МДОУ лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до 01 января 2015 года.
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей, ответчиком разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования города Омска" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением Администрации города Омска от 30 марта 2009 года N 223-п.
В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста по следующим направлениям: восстановление "резервных" групп в существующей системе МДОУ; открытие дошкольных групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных общеобразовательных учреждений; перепрофилирование зданий, переданных в муниципальную собственность, под БДОУ; открытие групп полного дня в зданиях филиалов школ; создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений; поддержка негосударственного сектора дошкольного образования; строительство детских садов.
В декабре 2012 года по условиям контракта завершено строительство детского сада на 140 мест в микрорайоне "Кристалл" Кировского АО г. Омска. В первом квартале 2013 года отремонтировано семь групп, по состоянию на " ... " открыто 13 групп на 260 мест, также планируется открытие 12 групп полного дня на 240 мест для детей старшего дошкольного возраста на базе БОУ. Планируется восстановление 4-х зданий бывших детских садов ( " ... "), переданных в муниципальную собственность, завершение восстановления зданий увеличит количество мест для детей дошкольного возврата на 600 мест. Также определены здания бывших детских садов, являющихся в настоящее время филиалами общеобразовательных школ, их восстановление позволит создать 460 мест. Планируется создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений. Ответчиком разработана региональная программа, предусматривающая мероприятия по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях до 2016 года для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В подтверждение реализации указанных направлений ответчиком представлены муниципальные контракты на выполнение ремонтных работ, договоры поставки, платежные поручения об оплате выполненных работ, поставленного инвентаря, приказы и распоряжении об открытии групп.
Принимая во внимание тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в ДОУ требует значительных денежных вложений, отсутствие в местном и региональном бюджете необходимых сумм, предпринятые ответчиком меры по разрешению проблемы, суд обоснованно не усмотрел виновного бездействия со стороны Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска.
Учитывая вышеизложенное, ссылка истца на письмо Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2007 года N 03-1883, согласно которому место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Доводы жалобы о том, что решение принято с учётом не соответствующих действительности, представленных Департаментом образования Администрации города Омска данных о комплектовании групп в БДОУ города Омска, так как продолжается комплектование открываемых резервных групп, являются необоснованными, каким-либо доказательствами не подтверждены.
Указание на то, что в БДОУ имеется групповые помещения, которые сдаются в аренду для коммерческих групп, не может быть принято во внимание также ввиду отсутствия надлежащих доказательств.
Ссылки жалобы на то, что ранее по гражданским делам с такими же основаниями и обстоятельствами удовлетворялись исковые требования, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учётом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Доводы относительно того, что судом не учтено тяжёлое материальное положение семьи истца, на правомерность позиции суда повлиять не могут, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду быть не может.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для его отмены решения суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 05 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.