Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда
председательствующего Масленкиной С.Ю.
судей Подвязниковой Н.А., Чеботаревой Е.А.
при секретаре Бетехтиной Е.С.
с участием прокурора Песковой В.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 03 июня 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить за счет средств федерального бюджета Суменковой Л. М. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012г. в соответствии с рекомендуемым профилем заболевания до 31 декабря 2014 года."
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского АО г. Омска в интересах Суменковой Л.М. обратился в суд с иском к ГУ ? ОРО ФСС РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ о возложении обязанности обеспечить ее путевкой на санаторно-курортное лечение по профильному заболеванию, ссылаясь на то, что является инвалидом второй группы и ей показано санаторно-курортное лечение, также ею получена справка формы N 070/у-04 для получения путевки на прохождение профильного лечения.
В судебном заседании Суменкова Л.М., прокурор заявленные требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представитель ГУ ? ОРО ФСС РФ Загорулько С.И. иск не признал.
В судебном заседании Минтруд России участия не принимало, в представленном отзыве полагало себя ненадлежащим ответчиком.
Представитель Минтрудсоцразвития Омской области Верейкина Ю.В., представитель Управления МТСР Омской области по г. Омску Кин Т.Г. в судебном заседании полагали надлежащим ответчиком по делу ГУ ? ОРО ФСС РФ, требования прокурора находят обоснованными. Также представителем Управления МТСР Омской области по г. Омску представлен отзыв на иск.
Третье лицо ? БУОО "КЦСОН Родник", будучи надлежащим образом извещенным, в судебном заседании участия не принимало, явку представителей не обеспечило, отзыв не представило.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - ОРО ФСС РФ просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие оснований возлагать на Фонд социального страхования обязательства, не исполненные Министерством труда и социального развития Омской области. Указывает, что денежных средств для финансирования этих обязательств в бюджете Фонда не предусмотрено. Получение путевки в судебном порядке нарушает права иных граждан, состоящих на учете как нуждающихся в ее получении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
В соответствии с пп. ж) п. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, помимо прочего, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги, как предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 данного закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
С учётом вышеперечисленных положений законодательства судебная коллегия считает, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета, и является обязанностью Российской Федерации.
Также Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.
В частности, п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится исчерпывающий перечень вопросов, не содержащий в себе указание на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение как вида государственной социальной помощи.
Вместе с тем, согласно ст. ст. 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, первый управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Положения ... , одной из основных задач Фонда является санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.
Средства Фонда, в силу ст. 8 Положения ... , направляются, помимо прочего, на оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации.
Указанное следует и из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 в части, касающейся санаторно-курортного лечения.
Таким образом, бремя обеспечения санаторно-курортного лечения относится к ФСС РФ.
Вместе с тем, в соответствии с п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, возможна передача отдельных федеральных полномочий в области социального обеспечения в ведение субъекта Российской Федерации, но лишь при условии субвенционного характера финансирования данных полномочий за счет средств федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, Суменкова Л.М. согласно справке МСЭ- 015 N 597481 является инвалидом второй группы бессрочно вследствие общего заболевания.
В соответствии со справкой N 070/у-04 от 15.03.2012 Суменковой Л.М, в связи с ее заболеванием рекомендовано санаторно-курортное лечение, которое так и не было предоставлено, не смотря на обращение с заявлением 23.03.2012 в БУОО "КЦСОН Родник".
В настоящий момент нуждаемость Суменковой Л.М. в санаторно-курортном лечении подтверждена справкой N 070/у-04 от 21.04.2014.
Как уже указывалось выше, обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета, но может быть передано в ведение субъекта Российской Федерации.
В частности, по Соглашению, заключенному между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Омской области, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 N 2424-р, его предметом является передача Правительству Омской области части федеральных полномочий, в том числе и по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение. В связи с чем, согласно ст. 2 Соглашения, Правительство Омской области предоставляет услуги по санаторно-курортному лечению отдельным категориям граждан по их личному заявлению либо переданным территориальными органами ФСС РФ.
В соответствии со ст. 5 Соглашения исполнение переданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций.
Указанные полномочия в соответствии с условиями Соглашения реализуются Правительством Омской области с 01.01.2011.
Данное соглашение было заключено сроком на 1 год при возможности безусловной пролонгации на тот же срок, если любая из сторон не заявит об отказе от него.
В целях реализации указанного Соглашения Правительством Омской области 27.12.2010 принято Постановление N 277-п, согласно которому Минтрудсоцразвития Омской области является уполномоченным органом по обеспечению граждан определенных в Соглашении услугами по санаторно-курортному лечению.
Вместе с тем, распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 N 2452-р утверждено новое Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. Указанное распоряжение вступило в силу с 01.01.2014.
Также с 01.01.2014 на основании Постановления Правительства Омской области от 24.12.2013 N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п.
Согласно тексту нового Соглашения, осуществление Правительством Омской области части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов не затрагивает вопросы санаторно-курортного лечения.
31.12.2013 в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Минтрудсоцразвития Омской области сведения о состоящих на учете заявлениях граждан о предоставлении санаторно-курортных путевок и сведения о выданных путевках.
13.01.2014 по акту приема-передачи ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Минтрудсоцразвития Омской области 8 999 личных дел (справок по форме N 070/у-04).
Таким образом, Омская область как субъект Российской Федерации с 01.01.2014 не является субъектом исполнения федеральных полномочий в части санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан, к которым относится Суменкова Л.М.
Согласно аб. 6 п. 1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Указанные расходные обязательства, согласно п. 4 ст. 85 БК РФ устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 133 настоящего Кодекса, что исключает возможности обеспечить потребности Суменковой Л.М. за счет средств непосредственно самой Омской области, не имеющих субвенционного характера возникновения.
В соответствии со ст. 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В развитие указанных положений ст. ст. 85, 133 БК РФ Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в п. 1 ст. 26.20 установлено, что общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий, указанных в п. 7 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п. 2 ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ из федерального бюджета предоставляются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, указанных в п. 7 ст. 26.3 настоящего Федерального закона.
Субвенции из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации пропорционально численности населения или потребителей соответствующих бюджетных услуг с учетом объективных условий, оказывающих влияние на стоимость предоставления таких бюджетных услуг, и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год по каждому субъекту Российской Федерации.
При этом в силу п. 3 указанной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в п. 7 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
Согласно п. 1 ст. 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
При этом, в силу п. 5 ст. 242 БК РФ, не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Резюмируя вышеизложенное, отказ Омской области от реализации части федеральный полномочий в области санаторно-курортного лечения исключает возможность обеспечения Суменковой Л.М. санаторно-курортным лечением непосредственно Минтрудсоцразвития Омской области и возлагает данную обязанность на органы Фонда социального страхования России.
В приведенной связи, доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно приложению N 4.1 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2011 год" к Закону Омской области от 09.12.2010 N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусматривается получение субвенций в 2011 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в размере 108 384 100 руб.
Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" к Закону Омской области от 22.11.2011 N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматривается получение субвенций в 2012 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 66 666 600 руб.
Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Омской области от 25.12.2012 N 1500-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривается получение субвенций в 2013 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 68 567 000 руб.
Таким образом, в соответствии со ст. 85 БК РФ законами о бюджете Омской области на 2011, 2012 и 2013 года установлен лимит ответственности Омской области в части осуществления санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан, за пределы которых органы государственной власти Омской области не вправе выходить.
В соответствии с приложением N 3 к Закону Омской области от 31.07.2012 N 1471-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" расходы по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были исполнены в размере 106 384 100 руб.
Согласно приложению N 3 к Закону Омской области от 17.07.2013 N 1564-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" расходы по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были исполнены в размере 65 090 659,21 руб.
На настоящий момент закон Омской области об исполнении областного бюджета за 2013 год еще не принят. Однако согласно письму Минтрудсоцразвития Омской области в адрес Минздравсоцразвития России в 2013 году расходы по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были исполнены в размере 60 785 860 руб.
Согласно письмам Минтрудсоцразвития Омской области в адрес Минздравсоцразвития РФ в 2011 году из выделяемых федеральным бюджетом субвенций в части оплаты санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно непосредственно на само санаторно-курортное лечение должно быть потрачено 98 376 300 руб., в 2012 году ? 56 181 200 руб., в 2013 году ? 53 575 500 руб.
При этом, в 2011 и 2012 годах неиспользованный остаток в части непосредственно самого обеспечения санаторно курортным лечением отсутствовал, в 2013 составил 4 770 руб.
При этом, доказательств нецелевого расходования Минтрудсоцразвития Омской области средств, предоставленных в виде субвенций, в материалы дела не представлено.
Поскольку на момент разрешения иска ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области Минтрудсоцразвития Омской области не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение, и не было наделено необходимыми для этого средствами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении данной обязанности на ФСС России в лице Омского регионального отделения. В силу п. 28 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации он осуществляет финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе.
Отсутствие в бюджете последнего достаточных средств, не исключает несение обязательств перед Суменковой Л.М.
Довод о том, что обращение прокурора в интересах Суменковой Л.М. в суд может повлечь нарушение прав иных лиц в части обеспечения санаторно-курортным лечением на льготных основаниях, не может повлечь отмену постановленного решения, поскольку требования истца, равно как и решение суда, не затрагивают права третьих лиц в данной области, а направлены на защиту и восстановление нарушенного права Суменковой Л.М. в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на срок исполнения возложенных на ГУ - ОРО ФСС РФ обязанностей как излишнее.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 03 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения указание на срок исполнения возложенных обязанностей " 31 декабря 2014 года".
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.