Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Илларионова А.В.,
судей областного суда: Ершовой Л.А., Иволгиной Н.В.,
при секретаре Усмановой Г.И.,
рассмотрела в судебном заседании 27 августа 2014 года дело по апелляционному представлению Омского межрайонного природоохранного прокурора " ... " на решение Центрального районного суда г.Омска от 17 июня 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Омского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Омска о признании незаконным бездействия должностных лиц органов местного самоуправления по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления; возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., прокурора отдела областной прокуратуры Маркович О.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, пояснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Шуваловой Т.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Омский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Омска о признании незаконным бездействия должностных лиц органов местного самоуправления по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления, ссылаясь на то, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой 10.04.2014 и 15.04.2014 с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, установлено наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных:
-в " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Проверка показала, что органами местного самоуправления в границах городского округа допускается несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, в выявленных местах размещения отходов и на прилегающих к данным местам территориях бункеры или контейнеры не установлены, специально оборудованные места не определены.
Несанкционированное складирование отходов вдоль улиц " ... " и " ... " " ... " АО г.Омска, а также в " ... " метрах " ... " дома N N " ... " по улице " ... ", в отсутствие специально оборудованных мест свидетельствует о систематическом возникновении на указанных территориях несанкционированных свалок, а также об отсутствии скоординированной работы муниципального образования г.Омск в лице соответствующих структурных подразделений по их устранению.
Сложившаяся ситуация характеризует деятельность Администрации г.Омска по выделению специальных площадок для контейнеров с соблюдением установленных санитарных и иных правил размещения этих площадок в местах возникновения несанкционированных свалок или прилегающих территориях, по регулированию графика движения специального автотранспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов от населения, либо по принятию других организационных мер, как не неэффективную.
Считает, что ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией г.Омска по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения г.Омска, а также лиц, временно находящихся на указанной территории.
Просил признать незаконным бездействие Администрации города Омска по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... ", за период с 10.04.2014 по день их фактической ликвидации; обязать Администрацию г.Омска ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные по указанным адресам.
В судебном заседании старший помощник Омского межрайонного природоохранного прокурора Урусов Р.Ю. заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации г.Омска Филимонова О.П. в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что Администрация г.Омска реализует свои полномочия через свои структурные подразделения, в данном случае бюджетное учреждение г.Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства". На основании муниципальных заданий бюджетное учреждение осуществляет деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Имеются графики вывоза мусора, которые соблюдаются. Кроме того, специалисты БУ г.Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" ежедневно проверяют территории, в случае необходимости дополнительно направляют машины для вывоза мусора. В настоящее время все указанные свалки ликвидированы. Возникновение несанкционированных свалок является следствием действий граждан, осуществляющих сброс мусора в непредназначенных для этого местах.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Азамаева О.Н. заявленные требования считала подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении Омский межрайонный природоохранный прокурор " ... " просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд необоснованно расширил предмет исковых требований прокурора, который просил признать незаконным бездействие ответчика в части ликвидации несанкционированных свалок в конкретном временном периоде. Установленное судом обстоятельство об отсутствии принятых прокурором до подачи искового заявления мер прокурорского реагирования к предмету иска также не относится. Выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела. Судом не дано оценки тому обстоятельству, что места несанкционированного размещения отходов выявились 10.04.2014 (повторно 15.04.2014), а ликвидированы они по истечении месяца. Противоречит материалам дела и вывод суда об изложенной прокурором в процессе позиции, подтверждающей добровольную ликвидацию свалок до рассмотрения дела по существу, поскольку прокурор в процессе указывал на отсутствие информации о ликвидации свалок, в связи с чем просил отложить судебное заседания для проверки данной информации. Объявление судом перерыва в судебном заседании с учетом неразумности срока предоставленного времени для проверки доводов ответчика является необоснованным. Таким образом, судом требование прокурора об обязании ответчика ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов не рассмотрено.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация г.Омска просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст.13 Федерального закона N 89 от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривают, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения содержатся в п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно п.24 ст.9 Устава города Омска, утвержденного Решением городского Совета от 20.09.1995 N 9, к вопросам местного значения муниципального образования города Омска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Омска, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Администрация города Омска не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность, а в рамках решения вопросов местного значения реализует свои полномочия через свои структурные подразделения.
В соответствии с п.1, абз.13 пп.6 п.18 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 N 433, департамент является структурным подразделением Администрации г.Омска, которое в соответствии с возложенными на него задачами в сфере дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения на территории города Омска организует сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, содействует организации, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Согласно Постановлению Администрации города Омска от 05.12.2012 N 1593-п "О реорганизации бюджетных учреждений города Омска в сфере благоустройства" департамент городского хозяйства Администрации города Омска определен в качестве структурного подразделения Администрации города Омска, уполномоченного осуществлять функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" основной целью деятельности бюджетного учреждения содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, благоустройство и озеленение территории города Омска.
В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 29.12.2010 N 1312-п "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения муниципальными учреждениями города Омска" в установленном порядке для Бюджетного учреждения формируется муниципальное задание в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью. В рамках указанного муниципального задания данным Учреждением осуществляется необходимый комплекс мероприятий по сбору и вывозу отходов на территории округа.
Бюджетным учреждением города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" ежедневно осуществляется деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории округа в соответствии с титульным списком объектов внешнего благоустройства, подлежащих содержанию в текущем году.
Из материалов дела следует, что 10 и 15 апреля 2014 года Омской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области проведено натурное обследование территории земельных участков, расположенных в Центральном административном округе г.Омска по вопросу наличия несанкционированных свалок строительного мусора и твердых бытовых отходов, в ходе которого выявлено несанкционированное размещение на поверхности почвенного покрова твердых бытовых отходов по адресам:
- " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... " (л.д. " ... ").
В ходе рассмотрения дела Администрацией г.Омска были предоставлены акты обследования территорий от 15.05.2014, 20.05.2014, 23.05.2014, 26.05.2014, а также фотоматериалы, согласно которым:
- работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора в " ... " " ... ", выполнены; объем вывезенного мусора составляет " ... " куб. метров (л.д. " ... ");
- работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора в " ... " выполнены; объем вывезенного мусора составляет " ... " куб. метров (л.д. " ... ");
- работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора в " ... " " ... " выполнены (л.д. " ... ");
- работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора в " ... " " ... " выполнены (л.д. " ... ");
- работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора в " ... " выполнены; объем вывезенного мусора составляет " ... " куб. метров (л.д. " ... ");
- работы по ликвидации свалки в " ... " выполнены частично, объем вывезенного мусора с данной территории составляет " ... " куб.метров. Выполнение работ по вывозу мусора в полном объеме не представляется возможным по причине заболоченности почвы на данном участке, завершение работ планируется в срок до 20 июня 2014 года после просыхания почвенного покрова (л.д. " ... "). Согласно акту от 04.06.2014 несанкционированная свалка по указанному адресу ликвидирована, работы выполнены в полном объеме, общий объем вывезенного мусора с данной территории составляет " ... " куб. метров (с учетом ранее выполненных работ) (л.д. " ... ");
- работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора в " ... " " ... " выполнены, объем вывезенного мусора составляет " ... " куб. метров (л.д. " ... ").
Представленные в материалы дела путевые листы грузового автомобиля - " " ... "", бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" за период с 03 февраля по 04 июня 2014 года подтверждают факт систематического выезда грузового транспорта и вывоза бытовых отходов по адресам, по которым прокуратурой в ходе проверки были выявлены несанкционированные свалки.
Согласно указанным путевым листам выезд и вывоз твердых бытовых отходов был осуществлен: 05 апреля, 18, 20, 21, 22 мая, 04 июня 2014 года (л.д. " ... "
Из пояснений представителя Администрации города Омска Филимоновой О.П., данных ею в судебном заседании в районном суде, следует, что на основании муниципальных заданий бюджетное учреждение города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" осуществляет деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, в соответствии с графиками вывоза мусора, которые соблюдаются. Кроме того, специалисты Учреждения ежедневно проверяют территории, и в случае необходимости дополнительно направляют машины для вывоза мусора. В каждом путевом листе Учреждение контролирует эти места. О наличии свалок они узнают из исковых заявлений либо им поступают жалобы от граждан.
Согласно письму бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" от 19.05.2014, вывоз твердых бытовых отходов с территорий, расположенных в " ... " выполняется Учреждением согласно заключенным договорам на вывоз ТБО, для сбора и транспортировки отходов с вышеперечисленных территорий применяется бестарный способ вывоза отходов (установленные мешки с мусором вывозятся БУ к местам размещения отходов (полигоны)) в соответствии с графиками производства работ. Несанкционированная свалка, расположенная в " ... ", площадью около " ... " кв. м., возникает периодически и проведение мероприятий по ликвидации данного места несанкционированного складирования ТБО производится в рамках муниципального задания бюджетного учреждения. Работы по ликвидации данной несанкционированной свалки выполнены 15.05.2014 (л.д. " ... ").
Таким образом, по указанным адресам несанкционированные свалки периодически ликвидируется, однако вновь образуется вследствие действий неустановленных лиц. При таких обстоятельствах, сам по себе факт наличия данных свалок на указанных территориях на момент проведения проверки прокуратурой не может с достоверностью свидетельствовать о неисполнении (ненадлежащем исполнении) Администрацией города Омска возложенных на нее обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на данных территориях.
Кроме того, согласно выпискам из ЕГРП от 10 и 11 июня 2014 года, на земельном участке по адресу " ... ", расположен многоквартирный жилой дом; земельный участок по адресу " ... ", принадлежит физическому лицу - " ... ", правообладателем земельного участка, расположенного по адресу " ... ", является Омская область - субъект Российской Федерации (л.д. " ... ").
Согласно нормам действующего жилищного законодательства обязанность по непосредственному выполнению работ по содержанию придомовых территорий законом возложена на организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, а также на собственников жилых помещений.
Доказательств систематического возникновения несанкционированных свалок на указанных территориях прокуратурой представлено не было.
Каких-либо решений о возложении на Администрацию города Омска обязанности по ликвидации несанкционированных свалок ТБО по указанным адресам с января 2014 года до момента подачи настоящего искового заявления не принималось, что заявителем не оспаривается.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу о том, что Администрация города Омска принимает исчерпывающие меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора по указанным адресам, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Омским межрайонным природоохранным прокурором требований.
Доводы апелляционного представления о том, что суд необоснованно расширил предмет исковых требований прокурора, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела видно, что дело рассмотрено в рамках заявленных прокурором требований. Администрацией города Омска представлены достаточные доказательства систематической работы по очистке территории по указанным адресам от твердых бытовых отходов. Сам факт наличия на момент проведения проверки мусора по указанным адресам не может свидетельствовать о бездействии Администрации по не ликвидации указанных несанкционированных свалок.
Каких-либо иных требований Омской межрайонной природоохранной прокуратурой не заявлялось.
Факт ликвидации свалок по указанным адресам, подтвержденный соответствующими актами департамента городского хозяйства Администрации г.Омска прокуратурой не оспаривается, в связи с чем доводы апелляционного представления о необоснованном отказе суда в отложении судебного заседания для проверки данной информации, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норма материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 17 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление Омского межрайонного природоохранного прокурора " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.