Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Мочаловой Ю.Р., Ибрагимова Р.С.,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. дело по апелляционной жалобе ФИО11 на решение Приволжского районного суда города Казани от 25 апреля 2014 года, которым постановлено:
"заявление ФИО11 о признании незаконными действий инспектора УГИБДД УМВД по РТ Данилова И.Т., обязавшего оплатить не вступившие в законную силу штрафы и отказавшегося выдать разрешение на получение задержанного автомобиля без оплаты не вступивших в законную силу штрафов, оставить без удовлетворения".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Фахрутдиновой А.Н. - Токарева А.Н., представителя МВД по Республике Татарстан - Чернова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фахрутдинова А.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий инспектора УГИБДД МВД по Республике Татарстан Данилова И.Т.
В обоснование заявленных требований указано, что 12 января 2014 года принадлежащий заявителю автомобиль, государственный номер ... регион, был задержан и помещен на специализированную стоянку.
Для его возвращения владельцу потребовалось получить специальное разрешение, которое выдает должностное лицо административной практики УГИБДД МВД по Республике Татарстан. Представив необходимые документы, Фахрутдинова А.Н. 12 января 2014 года обратилась к инспектору Данилову И.Т. для получения разрешения.
Инспектор Данилов И.Т. сообщил, что в базе данных за Фахрутдиновой А.Н. числятся неоплаченные административные штрафы на общую сумму 7700 рублей, без оплаты которых разрешение выдано не будет. На доводы о неполучении ею постановлений о назначении штрафов, Данилов И.Т. указал на необходимость оплаты всей суммы штрафов.
Поскольку на момент обращения к должностному лицу у Фахрутдиновой А.Н. не оказалось всей суммы денег, она оплатила административные штрафы на сумму 4 200 рублей. На оставшуюся часть в 3 500 рублей инспектор выдал извещение, в котором указал на наличие задолженности и ответственность в случае неуплаты.
На момент обращения за получением разрешения ни одно из постановлений о назначении административного штрафа Фахрутдиновой А.Н. получено не было. В законную силу они не вступили, следовательно, обязанности по их уплате у Фахрутдиновой А.Н. не имелось.
Таким образом, на Фахрутдинову А.Н. незаконно была возложена обязанность оплатить штрафы на сумму 7700 рублей, из которых 4 200 рублей ее вынудили оплатить на месте, а на сумму 3500 рублей вручили извещение с возложением обязанности оплатить.
На основании изложенного заявитель просит признать действия инспектора Данилова И.Т., обязавшего оплатить заявителя не вступившие в законную силу штрафы незаконными; признать незаконными действия инспектора Данилова И.Т., отказавшегося выдать разрешение на получение задержанного автомобиля без оплаты не вступивших в законную силу штрафов.
В судебном заседании представитель заявителя Токарев А.Н. поддержал заявление, также просил взыскать с заинтересованного лица МВД по Республике Татарстан расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей.
Представитель МВД по Республике Татарстан с заявлением не согласился, просил отказать на основании пропуска трехмесячного срока обжалования решения должностного лица.
Инспектор УГИБДД МВД по Республике Татарстан Данилов И.Т. в судебное заседание не явился, извещен.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда Фахрутдинова А.Н. не согласилась, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, полагая, что суд неправильно установил обстоятельства дела и неправильно оценил доказательства того, на момент судебного разбирательства ни одно из постановлений о штрафе в законную силу не вступило. Более того, часть из них отменена с прекращением производства. Таким образом, довод заявительницы об отсутствии у неё обязанности, а тем более задолженности по оплате штрафов, подтвержден соответствующими доказательствами. Из чего следует, что оспариваемые действия и решения должностного лица являются незаконными.
В суде апелляционной инстанции представитель Фахрутдиновой А.Н. - Токарев А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель МВД по Республике Татарстан - Чернов А.В. в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Частью 3.1 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за остановку или стоянку транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями4 и 6 настоящей статьи.
По смыслу положений пункта 7 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемыми в целях пресечения административного правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 3-4, 6 статьи 12.19 данного Кодекса, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет.
На основании части 3 указанной статьи решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Задержание транспортного средства соответствующего вида, помещение его на стоянку, хранение осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В развитие указанной нормы в Республике Татарстан принят Закон Республики Татарстан от 17мая2012года N 24-ЗРТ "О порядке перемещения задержанных транспортных на специализированную стоянку, их хранения, возврата, оплаты расходов на перемещение и хранение".
Согласно пункту 147 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденному Приказом МВД России от 02 марта 2009 N 185 (далее - Административный регламент), задержание транспортного средства по основаниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется сотрудником после составления протокола о соответствующем административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования путем его перемещения при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку).
Из материалов дела следует, что на основании протокола "адрес" от 12 января 2014 года в 12 часов 20 минут от "адрес" за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3.1. статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании статьи 27.13 Кодекса задержано транспортное средство, государственный регистрационный знак ... rus, и передано на хранение на специализированную стоянку.
Согласно квитанциям об оплате административных штрафов от 12 января 2014 года, Фахрутдиновой А.Н. была произведена оплата административных штрафов на сумму 4200 рублей. Доказательств в обоснование доводов заявителя о том, что выдача транспортного средства со специализированной стоянки, осуществлялась под условием оплаты административных штрафов, в материалах дела не имеется, судебной коллегии также представлено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обжалуемые действия инспектора при выдаче автомобиля заявителя со специализированной стоянки соответствовали требованиям вышеприведенных норм. Нарушения порядка, условий и формы их осуществления судебной коллегией не усматривается. Оснований для переоценки доказательств по делу либо иной трактовки обстоятельств дела у коллегии не имеется.
Из пояснений заявителя следует, что о вынесенных в отношении нее постановлений о привлечении к административной ответственности она не знала, данных постановлений не получала.
Вместе с тем, согласно квитанциям об оплате части штрафов за совершение административных правонарушений согласно данным постановлениям, 12 января 2014 года они были оплачены на сумму 4200 рублей. Доказательств того, что оплата произведена заявителем не добровольно либо по требованию сотрудника ГИБДД в качестве условия выдачи автомобиля, в материалах дела не имеется.
Довод Фахрутдиновой А.Н. о том, что у неё отсутствовала обязанность и задолженность по оплате штрафов на момент задержания автомобиля, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку для предмета заявленных требований о признании незаконными действий должностного лица указанное обстоятельство правового значения не имеет.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
:
решение Приволжского районного суда города Казани от 25 апреля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО11 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.