Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,
судей Н.А. Губаевой и Д.М. Насретдиновой,
с участием прокурора А.Р. Габдуллиной,
при секретаре судебного заседания Ю.А. Гордеевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционным жалобам Абдуллина Ф.З. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 3 апреля 2014 года и на дополнительное решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 4 июля 2014 года, которыми постановлено:
в иске Абдуллина Ф.З. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда и судебных расходов отказать.
В иске Абдуллина Ф.З. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о возмещении вреда здоровью, взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов на услуги адвоката, расходов на оказание информационных услуг органов государственной статистики, расходов на оказание медицинских услуг отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения истца Абдуллина Ф.З., в поддержку жалоб, объяснения представителя ответчика Яхиной Р.Б., возражавшей против удовлетворения жалоб, заключение прокурора, полагающего, что решение суда и дополнительное решение являются законными и обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдуллин Ф.З. обратился с иском Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее по тексту - МВД по РТ) о возмещении утраченного заработка и компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований истец указал, что с 1977 по 2007 годы он проходил службу в органах внутренних дел. В период прохождения службы в 1988, в 1997 годах при исполнении служебных обязанностей получил телесные повреждения. 23 августа 2007 года на основании заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) он признан негодным к военной службе в связи с заболеванием, полученным в период службы. Приказом МВД по РТ от 5 декабря 2007 года по данному основанию уволен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2012 года указанное заключение ВВК признано незаконным в части определения причинной связи заболевания. При этом заболевание ... вместо "полученное в период военной службы" указано как "полученное при исполнении служебных обязанностей" с формулировкой "военная травма". Приказом МВД по РТ от 1 февраля 2013 года ему назначена выплата ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью.
По мнению истца, при правильном и своевременном определении причины заболевания, он мог получать ежемесячную компенсацию, начиная с 1 февраля 2008 года. В связи с этим он просил взыскать с ответчика денежную сумму за период с 1 февраля 2008 года по 1 февраля 2013 года с учетом индекса роста потребительских цен в виде утраченного заработка в размере 1074 740 рублей 31 копейки, за услуги территориальных органов Федеральной государственной статистики по Республике Татарстан - 1 546 рублей, в возмещение расходов по оплате юридических услуг 3 000 рублей, а также денежную компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела Абдуллин Ф.З., уточняя свои исковые требования, просил взыскать с ответчика сумму недополученной пенсии с учетом индексации в размере 425164 рублей. При этом истец сослался на то, что приказом МВД по РТ N от 19 февраля 2013 года за ним признано право на возмещение вреда здоровью, полученного при исполнении служебных обязанностей. Ответчик, применив незаконную формулировку, лишил его права в установлении причины инвалидности - "военная травма", в связи с чем ему не была своевременно назначена и выплачена повышенная пенсия за выслугу лет в счет возмещения вреда здоровью. Поэтому истец, со ссылкой на положения статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", просил взыскать с ответчика в свою пользу за вышеприведенный период времени 425164 рубля, а также расходы по оплате медицинских услуг (установление утраты профессиональной трудоспособности) в размере 14045 рублей, так в соответствии с действующим правовым регулированием обязанность организации проведения экспертизы и ее оплаты лежит на работодателе.
Представитель ответчика, представляющая также интересы третьего лица - отдела МВД по Бавлинскому району РТ, иск не признал, пояснив суду, что пенсия по инвалидности назначена истцу после его обращения с 1 февраля 2013 года, следовательно, с указанного времени возникли основания и для соответствующих выплат. Считает, что требования истца о назначении и выплате ему компенсации в счет возмещения вреда здоровью в периоды получения пенсии по выслуге лет по иным основаниям на законе не основаны, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Суд в удовлетворении иска отказал и вынес решение и дополнительное решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционных жалобах истец просит принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные. При этом в своих жалобах он приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что его исковые требования должны быть удовлетворены.
Помощником Бавлинского городского прокурора направлено письменное возражение на апелляционные жалобы, в котором он просит оставить в силе постановленные судом первой инстанции решения по данному делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец апелляционные жалобы поддержал по изложенным в них основаниям.
Представитель ответчика с изложенными в апелляционных жалобах доводами не согласился, считая их необоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения участвующих в деле и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с сентября 1977 года по декабрь 2007 года Абдуллин Ф.З. проходил службу в органах внутренних дел. 23 августа 2007 года ВВК у него выявлено заболевание с указанием в заключении причины возникновения - полученное в период прохождения службы, при этом он признан не годным к дальнейшей службе. Приказом МВД по РТ N от 5 декабря 2007 года истец по данному основанию уволен из органов внутренних дел. После увольнения, согласно заявлению последнего, пенсионным органом МВД по РТ истцу назначена пенсия по выслуге лет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2012 года, отменившим в части решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 22 июня 2012 года, заключение ВВК от 23 августа 2007 года признано незаконным в части установления причинной связи заболевания, которая определена судом как полученная при исполнении сотрудником органов внутренних дел служебных обязанностей с формулировкой "военная травма".
В соответствии с вышеуказанными судебными актами новым заключением ВВК от 29 января 2013 года, вынесенным на основании протокола заседания от 29 ноября 2012 года, ранее данное заключение от 23 августа 2007 года отменено, Абдуллин Ф.З. на момент увольнения из органов внутренних дел признан не годным к военной службе по приведенному основанию.
Приказом МВД по РТ N от 19 февраля 2013 года истцу была назначена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 16 января 2013 года бессрочно. Назначение последнему пенсии по инвалидности произведено пенсионным органом МВД по РТ по его заявлению с 1 февраля 2013 года.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии для этого соответствующих правовых оснований.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции нельзя признать обоснованными, исходя из следующего.
Так, обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников органов внутренних дел в связи с исполнением ими служебных обязанностей может осуществляться в различных юридических формах - в виде возмещения вреда здоровью в порядке, установленном главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, и выплаты компенсации на основании положений Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", действовавшего до 1 марта 2011 года, и Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", вступившего в силу с указанной даты.
Согласно части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18апреля1991года N1026-1, в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в названной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сотрудника милиции определен Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805, в которой установлено, что денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограничен- ному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения). Выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который установлена инвалидность (пункты 21 и 23).
Установленные указанными выше специальными законами для сотрудников органов внутренних дел компенсационные выплаты являются дополнительной социальной гарантией, которая находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда, предусмотренных главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные компенсационные выплаты назначаются при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда сотруднику органов внутренних дел, если соблюдены определенные законом условия.
Так, компенсация выплачивается в случае увечья или иного повреждения здоровья, связанных с осуществлением сотрудником служебной деятельности, то есть при наличии причинно-следственной связи между повреждением здоровья и исполнением служебных обязанностей.
Кроме того, основным условием выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в соответствии с частью 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" является не только причинение увечья сотруднику при исполнении служебных обязанностей, исключающего для него возможность дальнейшего прохождения службы, но и назначение ему пенсии по указанным в названной статье основаниям, то есть по инвалидности. При этом компенсация подлежит выплате в размере, превышающем сумму пенсии по инвалидности.
В части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" закреплены аналогичные условия выплаты ежемесячной компенсации в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы, в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.
Таким образом, право на выплату ежемесячной компенсации на основании указанных положений имеют сотрудники органов внутренних дел, получающие пенсию по инвалидности, которая назначена Абдуллину Ф.З. только с 1 февраля 2013 года.
Содержащаяся в апелляционной жалобе истца ссылка на возникновение у него права на увеличение пенсии в порядке, предусмотренном положениями статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выводов суда первой инстанции также не опровергает.
В положениях пункта "а" вышеприведенной правовой нормы закреплено, что пенсии за выслугу лет, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, увеличиваются лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. В частности, инвалидам II группы предусмотрено увеличение на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (статья 20 данного Закона).
Как было указано выше, с 5 декабря 2007 года Абдуллин Ф.З. являлся получателем пенсии по выслуге лет, назначенной ему на основании собственного заявления. Назначение истцу пенсии по инвалидности с указанием причины - "военная травма" произведено только с 1 февраля 2013 года также на основании его заявления и выписки из акта освидетельствования МСЭК N от 16 января 2013 года.
Учитывая, что инвалидность вследствие военной травмы установлена истцу в связи с освидетельствованием 16 января 2013 года, суд, с учетом положений
действующего законодательства о том, что перерасчет пенсий производится на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимый документы, пришел к правильному выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика недополученной пенсии за выслугу лет за период с 5 декабря 2007 года по 31 января 2013 года в данном случае не имеется.
Имеющийся в апелляционной жалобе истца довод о необоснованности отказа в удовлетворении его требований о компенсации морального вреда, причиненного в связи с увольнением из органов внутренних дел в связи с инвалидностью, наступившей вследствие военной травмы, признается судебной коллегией несостоятельным, так как Абдуллиным Ф.З. не представлено доказательств, подтверждающих получение военной травмы в результате виновных и противоправных действий ответчика.
Доводы жалобы истца об обязанности МВД по РТ возместить ему расходы по оплате медицинских услуг (установление утраты профессиональной трудоспособности) в размере 14045 рублей на основании статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации основаны на ошибочном толковании норм закона, поскольку данные расходы понесены им по собственной инициативе на основании заключенного с ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ" 25 января 2013 года договора на оказание платных медицинских услуг.
При указанных обстоятельствах следует признать, что судом первой инстанции исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
В целом доводы, изложенные истцом в апелляционных жалобах, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не содержат в себе правовых оснований для отмены постановленных по делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 3 апреля 2014 года и дополнительное решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 4 июля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Абдуллина Фарида Закиевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.