Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,
судей Н.А. Губаевой и Д.М. Насретдиновой,
при секретаре судебного заседания Ю.А. Гордеевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан на решение Советского районного суда г.Казани от 4 июля 2014 года, которым постановлено:
заявление Тарасова Н.И. о признании решения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан об отказе в индексации незаконным и об обязании произвести перерасчет удовлетворить.
Признать решение Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан об отказе в индексации ежемесячной денежной выплаты в счет возмещения вреда здоровью Тарасова Н.И. - незаконным.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан произвести Тарасову Н.И. перерасчет ежемесячной денежной компенсации с учетом увеличения (повышения) оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат сотрудникам Федеральной противопожарной службы, установленных с 01.01.2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Шарафуллиной Ч.М., поддержавшей жалобу, объяснения истца Тарасова Н.И., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасов Н.И. обратился с заявлением о признании незаконным решения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан и возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации.
В обоснование заявленных требований Тарасов Н.И. указал, что 25 марта 2014 года он обратился в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее по тексту - Главное управление МЧС РФ по РТ) с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой ему в счет возмещения вреда здоровью (военной травмы) в связи с увеличением с 1 января 2013 года денежного довольствия в системе МЧС.
Решением начальника Главного управления МЧС РФ по РТ N от 21 апреля 2014 года в индексации ежемесячной денежной компенсации заявителю отказано со ссылкой на то, что на него распространяются льготы и гарантии, предусмотренные законом для лиц, проходивших службу в системе Государственной противопожарной службы МЧС РФ, однако оснований для индексации назначенной ему ежемесячной выплаты не имеется, поскольку увеличение денежного довольствия сотрудников произведено не путем индексации, а путем качественного и количественного изменения денежного довольствия. Также указано, что положения Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 года N 590 "Об утверждении инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам", на него не распространяются.
По мнению заявителя, указанное решение является незаконным и нарушает его право на увеличение ежемесячной денежной компенсации в связи с увеличением денежного довольствия сотрудников Федеральной противопожарной службы. Данный отказ, по существу, лишает его права на индексацию ежемесячных выплат, поскольку по смыслу решения на заявителя не распространяются ни нормативные акты, регулирующие выплаты сотрудникам МЧС РФ, ни нормативные акты, регулирующие такие выплаты сотрудникам МВД РФ. Между тем, в соответствии с приказом N 189/99 от 20 октября 2008 года заявитель был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС РФ с 18 ноября 2008 года на основании пункта "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по ограниченному состоянию здоровья (военная травма), ему установлена вторая группа инвалидности с 22 сентября 2009 года, а с 20 сентября 2011 года - бессрочно.
Решением Приволжского районного суда г.Казани от 20 июля 2010 года с Главного управления МЧС РФ по РТ в пользу Тарасова Н.И. взыскана ежемесячная выплата в размере 14852 рублей 29 копеек, начиная с 1 июня 2010 года на период установления инвалидности с индексацией, предусмотренной законодательством.
Определением Приволжского районного суда г.Казани от 27 июня 2011 года дано разъяснение, в соответствии с которым индексация ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью заявителя должна производится исходя из уровня увеличения денежного довольствия сотрудников Федеральной противопожарной службы. Данное определение не обжаловано, вступило в законную силу.
Тарасов Н.И. полагает, что поскольку с 1 января 2013 года произошло увеличение денежного довольствия сотрудников противопожарной службы, на основании вышеуказанных судебных актов, а также в соответствии с частями пятой и шестой статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 22 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных Приказом МЧС РФ от 23 апреля 2013 года N 280, он имеет право на перерасчет ежемесячной денежной выплаты в связи с повреждением здоровья с учетом увеличения оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат. В связи с изложенным он просил суд признать решение Главного управления МЧС РФ по РТ об отказе в индексации ежемесячной денежной выплаты в счет возмещения вреда здоровью незаконным, возложив на последнее обязанность по перерасчету ежемесячной денежной компенсации с учетом увеличения (повышения) оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат сотрудникам Федеральной противопожарной службы, установленных с указанной выше даты.
Представитель Главного управления МЧС РФ по РТ с заявлением не согласился.
Суд заявленные требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС РФ по РТ ставит вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывается на отсутствие правовых оснований для применения требуемого истцом порядка индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленного приказом МЧС РФ от 23 апреля 2013 года N 280, с учетом увеличения (повышения) оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат сотрудникам МЧС, поскольку право на получение данной выплаты возникло у истца до принятия данного приказа.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Главного управления МЧС РФ по РТ апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Тарасов Н.И. с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая, что они являются необоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части первой статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что приказом начальника Главного управления - министра Главного управления МЧС РФ по РТ по личному составу N от 20 октября 2008 года Тарасов Н.И. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС РФ с 18 ноября 2008 года по пункту "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья) с должности начальника отдела ГПН Приволжского района по г.Казани Управления ГПН Главного управления МЧС РФ по РТ в звании полковника внутренней службы. Согласно свидетельству о болезни N от 24 июля 208 года заболевание им получено в период военной службы (военная травма), является последствием черепно-мозговой травмы. В этой связи заявителю установлена вторая группа инвалидности с 22 сентября 2009 года (с 20 сентября 2011 года - бессрочно).
Как видно из представленных документов, заявителю на основании вступившего в законную силу решения Приволжского районного суда г.Казани от 20 июля 2010 года в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате военной травмы, ежемесячно, начиная с 1 июня 2010 года, выплачивается утраченный заработок в сумме 14852 рублей 29 копеек, размер которого определен с учетом положений статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из среднего заработка на момент его увольнения, с индексацией на день обращения с заявлением.
27 июня 2011 года Приволжским районным судом г.Казани вынесено определение о разъяснении данного решения, согласно которому индексация ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью заявителя производится исходя из уровня увеличения денежного довольствия сотрудников Федеральной противопожарной службы.
25 марта 2014 года заявитель обратился в Главное управление МЧС РФ по РТ о перерасчете ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате в счет возмещения вреда здоровью, ссылаясь на увеличение в системе МЧС денежного довольствия с 1 января 2013 года. На данное обращение дан письменный ответ под N от 21 апреля 2014 года, согласно которому в индексации ежемесячной денежной компенсации заявителю отказано.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое решение незаконным, суд сослался на обоснованность требований Тарасова Н.И.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" с 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, в ее состав включены входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия и организации. Государственная противопожарная служба МЧС РФ является правопреемником Государственной противопожарной службы МВД РФ.
Таким образом, с 1 января 2002 подразделение, в котором Тарасов Н.И. проходил службу, вышло из системы МВД РФ и включено в систему Государственной противопожарной службы МЧС РФ.
С 1 января 2013 года в системе МЧС РФ была проведена реформа денежного довольствия сотрудников федеральной противопожарной службы. При этом увеличение денежного довольствия сотрудников произведено путем качественного и количественного изменения состава денежного довольствия и не связано с индексацией.
Приказом МЧС РФ от 23 апреля 2013 года N утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей (далее - Правила).
Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и определяют порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу (работающим) в центральном аппарате МЧС РФ, территориальных органах МЧС РФ, учреждениях и организациях МЧС РФ или членам их семей в целях возмещения вреда.
В соответствии с пунктом 22 Правил, размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) оклада месячного денежного содержания сотрудника, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом ежегодного увеличения процентов оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых при исчислении пенсии.
Выплаты, в соответствии с пунктом 2 вышеупомянутого приказа, производятся с 1 января 2013 года, следовательно, они не распространяются на ранее возникшие правоотношения.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что выплачиваемая истцу ежемесячная денежная компенсация подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат сотрудникам Федеральной противопожарной службы, установленных с 1 января 2013 года, нельзя признать правомерным.
Вместе с этим необходимо отметить, что приказом МЧС РФ от 2 апреля 2014 года N 161 в указанные выше Правила (пункт 23) внесены изменения, в соответствии с которыми размер утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 года по 31 декабря 2012 года включительно, для выплаты ежемесячной денежной компенсации, назначенной в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 года, с коэффициентом 1,55.
Соответственно, истец не лишен права на защиту своих прав в ином порядке - путем обращения в суд, присудивший ежемесячную сумму возмещения вреда, с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда на основании статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенной мотивации, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Тарасовым Н.И. требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Казани от 4 июля 2014 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Тарасова Н.И. о признании незаконным решения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан и возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.