Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ваниной Е.Н.
судей Афанасьевой Т.В., Семиколенных Т.В.
при секретаре П.
с участием прокурора Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
31 марта 2014 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента образования Ярославской области на решение Даниловского районного суда Ярославской области от 16 января 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Даниловского района удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Даниловского сельского поселения Даниловского района Ярославской области по признанию жилого помещения по адресу: "адрес" непригодным для проживания.
Признать Калачеву А.П. утратившей право пользования закрепленным жилым помещением по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ .
Возложить на департамент образования Ярославской области обязанность включить Калачеву А.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с первоначальной даты обращения.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Афанасьевой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кaлачева А.П. ДД.ММ.ГГГГ является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Даниловского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ К. лишен родительских прав в отношении Калачевой А.П. Мать Калачевой А.П. - К. - скончалась ДД.ММ.ГГГГ .
Кaлачева А.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ СПО ЯО "данные изъяты" и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении.
Зарегистрирована Кaлачева А.П. в "адрес" дома составляет 40 кв. м, жилая площадь 30,1 кв.м. Дом находится на балансе Даниловского сельского поселения. Кроме Калачевой А.П. в доме зарегистрированы ее брат К. и сестра К.
Согласно постановлению N от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области "О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях" Кaлачева А.П. была признана нуждающейся и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях за N от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.2 ст.49, п.1 ч.1 ст.51, ст.52 ЖК РФ (л.д. "данные изъяты" ).
Согласно протоколу N заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации Даниловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении вопроса о постановке Калачевой А.П. на учет нуждающихся в жилых помещениях комиссией было установлено и отражено в протоколе, что "адрес" не пригоден для проживания, других жилых помещений Кaлачева А.П. не имеет.
Прокурор Даниловского района обратился в интересах Калачевой А.П. с иском к Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области, Администрации Даниловского сельского поселения Ярославской области, в котором с учетом неоднократного уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие Администрации Даниловского сельского поселения Даниловского района Ярославской области по не вынесению постановления о признании "адрес" непригодным для проживания; признать Калачеву А.П. утратившей право пользования закрепленным жилым помещением по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ ; возложить на Департамент образования Ярославской области обязанность по включению Калачевой А.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в нарушение п. 8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ не было вынесено заключение о признании "адрес" непригодным для постоянного проживания, а Администрацией Даниловского сельского поселения не было вынесено постановление о признании вышеуказанного дома непригодным для постоянного проживания, чем были нарушены законные права и интересы Калачевой А.П. на предоставление ей жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Калачева А.П. с ДД.ММ.ГГГГ проживает в съемных жилых помещениях, оплату которых производит за свой счет. Калачева А.П. благоустроенного жилого помещения согласно социальным, санитарным нормам за счет средств государства не получала, какого-либо жилого помещения в собственности не имеет.
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент образования Ярославской области и Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности принятого судом решения, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению и неправильному применению судом норм материального права.
Прокурором Даниловского района были поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, заслушав прокурора прокуратуры Ярославской области Л. возражавшую против доводов жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене принятого судом решения.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что имеются основания для включения Калачевой А.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На момент постановки на очередь ДД.ММ.ГГГГ конкретного закрепленного за Калачевой А.П. (не достигшей 23-летнего возраста) жилого помещения не имелось, поскольку помещение по адресу: "адрес" , фактически являлось непригодным для проживания, но не было признано таковым в результате бездействия администрации Даниловского сельского поселения. В общую очередь Калачева А.В. была поставлена ошибочно, поскольку имела право постановки на льготную очередь как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими материала дела и закону - Федеральному закону N 15-ФЗ от 29.02.2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральному закону N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закону Ярославской области N 85-з от 09.11.2007 года "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области".
Нормы процессуального права при вынесении решения судом не нарушены. Всем исследованным в судебном заседании доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 указанного выше Федерального закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пункт 3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Ярославской области определен ст. 6.2 Закона Ярославской области от 09.11.2007 года N 85-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области".
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 1"1" ст. 7 Закона Ярославской области от 09.11.2007 года N 85-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области" действие положений статей 6"1"-6"5" настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на 31 декабря 2012 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Ярославской области, включаются в срок до 1 мая 2013 года в список со снятием их с такого учета.
В силу положений п. 3 ст. 6 "2" Закона Ярославской области от 09.11.2007 года N 85-з уполномоченным органом исполнительной власти в сфере обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте является Департамент образования Ярославской области.
Из материалов дела следует, что Кaлачева А.П. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в "адрес" .
Согласно письму Администрации Даниловского сельского поселения дом, расположенный по адресу: "адрес" , находится на балансе Даниловского сельского поселения, на период ДД.ММ.ГГГГ находился в ветхом и аварийном состоянии, для проживания не пригоден.
Заключением межведомственной комиссии "О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания)" от ДД.ММ.ГГГГ N установлен значительный физический износ указанного выше дома (68%). Основные конструкции здания свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, в связи с чем "адрес" отнесен к категории непригодных для проживания по причине ветхости.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что как на день обращения с настоящим иском в суд ( ДД.ММ.ГГГГ ), так и на день постановки Калачевой А.П. на учет нуждающихся в жилых помещениях ( ДД.ММ.ГГГГ ), истица не была обеспечена жилым помещением, отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
На основании изложенного доводы жалобы о том, что Калачева А.П. имеет закрепленное жилое помещение, в связи с чем не является лицом, обладающим правом на обеспечение жилым помещением, подлежат отклонению как несостоятельные.
Не опровергают правильность выводов суда и доводы жалобы о том, что права истицы ответчиком - Департаментом образования Ярославской области нарушены не были, поскольку с заявлением о включении в список и необходимыми документами в орган опеки и попечительства Калачева А.П. не обращалась.
Как видно из материалов настоящего дела, Калачева А.П. до достижения 23-летнего возраста обращалась в Администрацию Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области по вопросу обеспечения жилым помещением. Постановлением Администрации Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N Калачева А.П. признана нуждающейся и поставлена на соответствующий учет.
Решением комиссии Департамента образования Ярославской области по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ ), Калачева А.П. в указанный список включена не была по причине того, что на момент окончания образовательного учреждения сохраняла право пользования жилым помещением, которое не было признано непригодным для проживания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку Калачева А.П. относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно до достижения 23-летнего возраста обращалась в компетентный орган для защиты своих жилищных прав, но фактически жилым помещением не была обеспечена, судом сделан правильный вывод о том, что имеются основания для включения Калачевой А.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Департамента образования Ярославской области на решение Даниловского районного суда Ярославской области от 16 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.