СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МР " ... " на решение Трроицко-Печорского районного суда Республики Коми от 04 июня 2014 года, которым
исковые требования прокурора ... в интересах К к Администрации МР " ... " об обязании предоставления жилого помещения удовлетворены в полном объеме.
Обязана Администрация МР " ... " предоставить К , "Дата обезличена" .рождения, уроженке пос. ... жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям пгт ... , по нормам предоставления не менее 33 кв.метров общей площади, на состав семьи из одного человека.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения истца К ., заключение прокурора ... полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ... в интересах К обратился в суд с иском к администрации МР " ... " об обязании предоставить пригодное для проживания жилое помещение на условиях договора найма специализированного помещения. В обоснование иска указано, что К является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации МР " ... " от "Дата обезличена" N ... включена в список по обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
В судебном заседании помощник прокурора ... поддержала исковые требования.
Истец К в суд не явилась, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика участия в суде не принял, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, о причинах своей неявки суду не сообщил.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше, об отмене которого по мотивам апелляционной жалобы просит ответчик.
Участвующий в суде апелляционной инстанции прокурор ... поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на жалобу.
Истец К просила решение оставить без изменения, в удовлетворении жалобы просила отказать.
Ответчик администрация МР " ... " будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в суде апелляционной инстанции участия не направила.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в
силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что родители истца ... лишены родительских прав. Постановлением администрация ... района от "Дата обезличена" года N ... К ., как лишившаяся родительского попечения направлена в детское государственное учреждение для дальнейшего воспитании и обучения. Этим же постановлением определено предоставить К во внеочередном порядке жилье по достижении ею совершеннолетия и прибытия из государственного детского учреждения.
Постановлением администрации МР " ... " от "Дата обезличена" года N ... К поставлена на учет на внеочередное улучшение жилищных условий по категории дети-сироты.
По информации Управления Росреестра по ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правообладании К . объектами недвижимого имущества.
Разрешая требования суд первой инстанции установив, что К не имеет закрепленного жилого помещения, ответчик, как орган местного самоуправления не выполняет возложенную на него обязанность по предоставлению истцу-сироте жилого помещения, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, правомерно их удовлетворив, возложив обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию муниципального района " ... ".
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с площадью предоставляемого К жилого помещения являются несостоятельными в силу следующего.
Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ (в ред. Закона РК от 29.04.2011 N 32-РЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми", которым часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
С вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).
Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью в размере 33 квадратных метра.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Республики Коми в Постановлении от 11.07.2011 года, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в части размера подлежащего предоставлению К жилого помещения соотносится с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года и оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 4 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МР " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.