СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н. Е.,
судей Маркелова К. Б., Пунегова П. Ф.,
при секретаре Глобу Н. В.,
рассмотрела в судебном заседании 11 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации СП "Чикшино" на решение Печорского городского суда РК от 30 января 2014 года и на дополнительное решение Печорского городского суда РК от 21 мая 2014 года, которыми признано незаконным бездействие администрации МО СП "Чикшино" по организации питьевого водоснабжения населения МО СП "Чикшино" через централизованную систему водоснабжения.
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования сельского поселения "Чикшино" организовать питьевое водоснабжение населения муниципального образования сельского поселения "Чикшино".
Исковые требования о признании незаконным бездействие администрации МО МР "Печора" по организации питьевого водоснабжения населения МО СП "Чикшино" оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Маркелова К. Б., заключение прокурора Чершкуте Я. В., полагавшего, что решение суда и дополнительное решение суда подлежат отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печорской межрайонной прокуратурой в целях соблюдения прав и законных интересов граждан в жилищно-коммунальной сфере проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности ресурсоснабжающих организаций при подготовке к отопительному сезону 2013-2014 годов, в ходе которой установлено, что ООО "Печорская районная тепловая компания" осуществляет добычу подземных вод для водоснабжения населения не имея лицензии, согласно протоколам пробы воды в п.Чикшино по состоянию на 08.08.2013 по показаниям цветности, содержания железа, аммиака, окисляемости не соответствуют гигиеническим требованиям.
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчику о признании бездействия незаконным, возложения обязанности по организации питьевого водоснабжения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Яковлева Н.Н. на требованиях настаивала.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика администрации МО СП "Чикшино", просившего о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и в отсутствие представителя третьего лица ООО "Печорская районная тепловая компания".
Представитель соответчика администрации МО МР "Печора" Вьялицина Ю.В., исковые требования не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО СП "Чикшино" указывает на незаконность и необоснованность решения суда, просит решение суда отменить.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков и третьего лица не явились, извещены о времени и месте судебного заседания путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит подлежащими отмене решения суда, и дополнительное решение суда.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального Закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закон N 52-ФЗ) определяет санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (ч. 2 ст. 18 Закона N 52-ФЗ).
Согласно ч. 1, 3 ст. 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Судом первой инстанции установлено, что до августа 2013 года добыча подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения п.Чикшино осуществлялась ООО "Тепловая компания" в соответствии с выданной лицензией.
ООО "Печорская районная тепловая компания" по договору аренды муниципального имущества от 21 августа 2013 года "Номер обезличен" приняло в аренду от муниципального образования муниципального района "Печора", от имени которого выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом МР "Печора", имущество согласно приложения "Номер обезличен" для обеспечения коммунальными ресурсами населенных пунктов, в том числе и п. Чикшино. Деятельность, связанная с добычей, использованием недр (воды) осуществляется ООО "Печорская районная тепловая компания", которое не имеет лицензии на осуществление данного вида деятельности. Разрешение на использование воды для питьевых целей органами Роспотребнадзова РФ не выдавалось. Тарифы на осуществление водоснабжения населения водой для указанного общества, не утверждены.
Протоколом испытаний "Номер обезличен" от 07.08.2013 и протоколом испытаний "Номер обезличен" от 07.08.2013 проб воды на соответствие СанПиН 2.1.4 1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроля качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" скважин N2, N1 п.Чикшино, установлено, что по показателям цветности, содержания аммиака, железа, окисляемости вода не соответствует требованиям качества и безопасности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано сделал вывод, что отсутствие надлежащего водоснабжения жителей п.Чикшино Печорского района РК существенно нарушает их права.
Вместе с тем суд первой инстанции решил что, организация водоснабжения указанного поселка в силу закона возлагается на администрацию СП "Чикшино", и как следствие исковые требования прокурора о возложении на администрацию СП "Чикшино" обязанности организовать водоснабжение указанного поселения подлежат удовлетворению, а в отношении администрации МО МР "Печора" в удовлетворении требований должно быть отказано.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании решения принятого советом сельского поселения Чикшино от 26.12.2012 N2-4/10 "О передаче части полномочий органов местного самоуправления сельского поселения "Чикшино" органам местного самоуправления муниципального района "Печора" на 2013 год", между администрацией МР "Печора" и администрацией СП "Чикшино" заключено соглашение о передаче администрацией СП "Чикшино" администрации МР "Печора" полномочий на 2013 год (с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г.) в том числе по организации централизованного тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения.
На момент испытаний 07.08.2013 г. проб воды и обращения прокурора в суд 22 октября 3013 года указанное выше соглашение действовало, соответственно органы местного самоуправления сельского поселения "Чикшино" полномочия органам местного самоуправления муниципального района "Печора" в установленном законом порядке передали.
Тот факт, что на момент рассмотрения дела в суде (30 января 2014 года) новое соглашение подписано не было, не может служить основанием для признания незаконным бездействия администрации МО СП "Чикшино" и возложения обязанности на администрацию МО СП "Чикшино" организовать питьевое водоснабжение населения муниципального образования сельского поселения "Чикшино". Так как незаконным в указанный период было именно бездействие администрации МО МР "Печора". Судебная коллегия учитывает также, что п. 2 ст. 7 Соглашения предусмотрено, что оно может быть пролонгировано на следующий год.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции, оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора к администрации МО МР "Печора" не имелось.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со своими полномочиями обоснованность выводов суда, частично не согласна с ними и, поскольку суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, но дал им ненадлежащую юридическую оценку и неверно применил нормы материального права, на основании ст.330 ГПК РФ считает возможным решение суда отменить и вынести новое решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда РК от 30 января 2014 года и дополнительное решение Печорского городского суда РК от 21 мая 2014 года отменить и вынести новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации МО МР "Печора" по организации питьевого водоснабжения населения МО СП "Чикшино" через централизованную систему водоснабжения.
Возложить обязанность на администрацию МО МР "Печора" организовать питьевое водоснабжение населения муниципального образования сельского поселения "Чикшино".
Исковые требования о признании незаконным бездействие администрации МО СП "Чикшино" по организации питьевого водоснабжения населения МО СП "Чикшино" и возложении обязанности на администрацию МО СП "Чикшино" организовать питьевое водоснабжение населения муниципального образования сельского поселения "Чикшино" оставить без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.