СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Костенко Е.Л., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 июля 2014 года, по которому
признано незаконным постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 26.02.2014 года в части отказа в постановке Куриловой Ю.Н. на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Обязана администрация МО ГО "Сыктывкар" поставить Курилову Ю.Н. на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истицы Куриловой Ю.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курилова Ю.Н. обратилась в суд с жалобой на решение администрации МО ГО "Сыктывкар" об отказе в постановке на учет на получение социальных выплат, обязании поставить на учет на получение социальных выплат.
В судебном заседании заявитель уточнила требования, просила признать незаконным постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 26.02.2014 в части отказа в постановке ее на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" с требованиями заявителя не согласился.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение отменить, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика участия не принимал, извещен о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ (ред. от 26.12.2011) "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (далее - граждане): состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган): работники учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона).
В соответствии с пп. 2 ч. 3 статьи 2 Закона N 30-РЗ имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пп. 4 ч. 13 статьи 2 Закона N 30-РЗ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Учетная норма площади жилого помещения на одного человека установлена Решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" в размере 10,5 квадратных метров общей площади.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Куриловой Ю.Н. на праве собственности (свидетельство о праве собственности от 28.12.2012г.) принадлежит квартира по адресу: г. Сыктывкар, "Адрес обезличен" , общей площадью 31 кв.м. В данном жилом помещении вместе с Куриловой Ю.Н. зарегистрированы: несовершеннолетний сын Курилов Д.В., и мать Курилова Н.Г.
31.01.2014 года Курилова Ю.Н., являясь работником учреждения, финансируемого за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 26.02.2014 Куриловой Ю.Н. отказано в постановке на учет в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" в связи с тем, что гражданином и лицами, указанными в качестве членов семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что мать заявителя Курилова Н.Г. 09.04.2012г. продала принадлежащую ей ... долю жилого помещения по адресу: Республика Коми, "Адрес обезличен" .
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями вышеприведенного Закона Республики Коми от 05.04.2005г. N 30-РЗ, и исходя, из того факта, что доказательств, подтверждающих преднамеренность действий Куриловой Н.Г. по продаже доли жилого помещения с целью дальнейшей постановки семьи Куриловой Ю.Н. на учет на улучшение жилищных условий на получение социальной выплаты для строительства или приобретения жилья, администрацией МО ГО "Сыктывкар" не представлено; в настоящее время члены семьи заявителя в собственности жилья не имеют; обеспеченность семьи составляет менее установленной учетной нормы, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы об ухудшении матерью истицы жилищных условий были предметом обсуждения в суде первой инстанции и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, как основание для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения предусмотрены Законом Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
По смыслу указанных правовых норм ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение указанных норм права должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства дела о том, что мать истицы продала принадлежащее ей жилое помещение в "Адрес обезличен" и переехала на постоянное место жительства к истице в г. Сыктывкар, а денежные средства от продажи жилого помещения были вложены в покупку жилого помещения, принадлежащего в настоящее время истице, судебная коллегия полагает, что такие действия не могут рассматриваться, как намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, в связи с чем данное обстоятельство не является основанием для отказа истице в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.