СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Маркелова К.Б., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Глобу Н. В.,
рассмотрев в судебном заседании 01 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара РК от 17 июня 2014 года, которым исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворены.
Возложена на администрацию Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" и ЭМУП "Жилкомхоз" обязанность в срок до "Дата обезличена" обеспечить безопасные условия эксплуатации автомобильной дороги протяженностью ... метров по адресу: "Адрес обезличен" , начиная от проспекта Бумажников, до производственной базы ЗАО "Комибуммонтаж" (инв. "Номер обезличен" , лит. ... ).
Заслушав доклад судьи Маркелова К.Б., пояснения прокурора Коровенко А. В, полагавшего решение суда оставить без изменения, пояснения представителя УГИБДД МВД по РК Шеренговского В. И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" и ЭМУП "Жилкомхоз" об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дорог местного значения. В обоснование требований указал, что в связи с коллективным обращением собственников индивидуальных гаражей, расположенных по "Адрес обезличен" "Адрес обезличен" , находящейся по адресу: "Адрес обезличен" , проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог. Администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего обеспечения содержания дорог. Просит обязать ответчиков обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения: от "Адрес обезличен" . до проспекта "Адрес обезличен" "Адрес обезличен" посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного покрытия.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, уточнив адрес автомобильной дороги в соответствии со свидетельством о праве собственности.
Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" и третьего лица администрации МО ГО "Сыктывкар" против заявленных требований не возражал.
Представитель ответчика ЭМУП "Жилкомхоз" с иском не согласился по доводам отзыва на исковое заявление.
Представитель третьего лица ГИБДД УМВД по Республике Коми при надлежащем извещении в судебном заседании участие не принимал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчика администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" с решением суда не согласна и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 4 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены правильного решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что 12.05.2014 года в прокуратуру Эжвинского района г. Сыктывкара обратились собственники индивидуальных гаражей, расположенных на "Адрес обезличен" "Адрес обезличен" ", с жалобой на неудовлетворительное состояние дорожного покрытия от пересечения "Адрес обезличен" и "Адрес обезличен" в сторону лодочной станции, на котором практически отсутствует асфальтовое покрытие, имеется множество выбоин и ям, отсутствует ливневая канализация, что является дополнительной причиной разрушения дорожного покрытия, ежедневно увеличивается износ автомобилей от полученных повреждений, а неудовлетворительное состояние дорожного полотна создает аварийные ситуации, поскольку водители вынуждены выезжать на встречную полосу для объезда огромных ям.
20.05.2014 года проведено обследование "Адрес обезличен" до "Адрес обезличен" "ГИМС" "Адрес обезличен" . В ходе проверки установлено, что на всем протяжении участка "Адрес обезличен" на проезжей части автодороги имеются выбоины, параметры которых превышают предельно допустимые размеры, что является нарушением требований п.3.1 ГОСТа Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Суд первой инстанции, установив, что автомобильная дорога, расположенная по адресу: "Адрес обезличен" , участок от производственной базы "Адрес обезличен" до "Адрес обезличен" находиться в собственности МО ГО "Сыктывкар", пришел к обоснованному выводу, что указанная дорога должна содержаться органами местного самоуправления МОГО "Сыктывкар в соответствии с требованиями "ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является верным.
Положениями ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 названного Закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
В силу п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, п. 1-3 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствие со ст. 26 Устава МО ГО "Сыктывкар" определены вопросы местного значения, относящиеся к ведению городского округа, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (подп.5 п.1 ст.26).
При этом из подп.19 п.4 ст.58 Устава МО ГО "Сыктывкар" следует, что администрация Эжвинского района в пределах сметы доходов и расходов Эжвинского района обеспечивает содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в Эжвинском районе включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Эжвинского района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Таким образом, в ходе судебного заседания нашел подтверждение тот факт, что ответчиками ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности по обеспечению безопасных условий эксплуатации автомобильной дороги протяженностью ... м., расположенной в "Адрес обезличен" , начиная от "Адрес обезличен" " до "Адрес обезличен" .
Довод ответчика в апелляционной жалобе, что автомобильная дорога по "Адрес обезличен" , передана в хозяйственное ведение в ЭМУП "Жилкомхоз", в связи, с чем ответчик ответственность за содержание дороги нести не должен, судебная коллегия признает несостоятельным.
Разрешая спор, суд обосновано указал, что сама по себе передача автомобильной дороги в хозяйственное ведение в ЭМУП "Жилкомхоз МКУ "УЖКХ" в силу закона не освобождает представителя собственника муниципального имущества, администрацию Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", от обязанности по содержанию муниципального имущества в надлежащем состоянии.
При этом суд, руководствуясь положениями ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", предусматривающей, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, не вмешиваясь в самостоятельную деятельность органа местного самоуправления, обязал организовать устранение выявленных нарушений не конкретизировав способ исполнения и исполнителя проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна.
Ссылки жалобы на то, что судом первой инстанции при определении срока исполнения требования прокурора неучтено, что для выполнения указанных работ необходим значительный период времени, не могут служить основанием для отмены правильного решения суда. Данный довод может быть реализован при рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения решения суда, в случае возникновения необходимости.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара РК от 17 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.