СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н. Е.,
судей Маркелова К. Б., Слободянюк Т. А.,
при секретаре Глобу Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда от 9 июня 2014 года, по которому заявление прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании имущества бесхозяйным, обязании поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество - удовлетворено.
Признать бесхозяйным имуществом трансформаторную подстанцию "Номер обезличен" , проходящую от неё кабельную линию ... кВт, по которой осуществляется электроснабжение "Адрес обезличен" , опору, находящуюся на территории "Адрес обезличен" .
Обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, трансформаторную подстанцию "Номер обезличен" , проходящую от неё кабельную линию ... кВт, по которой осуществляется электроснабжение "Адрес обезличен" , опору, находящуюся на территории "Адрес обезличен" .
Заслушав доклад судьи Маркелова К. Б., пояснения представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Касьяновой Е. Ю., заключение прокурора Чершкуте Я. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании бесхозяйными опору (столб) ... , проходящую от опоры (столба) ... кабельную линию ... кВ до внешней стены "Адрес обезличен" , обязании поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество опору (столб) ... 67, проходящую от опоры (столба) ... кабельную линию ... кВ до внешней стены "Адрес обезличен" . В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной по обращению товарищества собственников жилья " ... " установлено, что на территории "Адрес обезличен" находится опора (столб) ... , на которой смонтирована кабельная линия ... кВ, предназначенная для электроснабжения "Адрес обезличен" . В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон "Номер обезличен" от 30.12.1985, данная опора находилась на балансе "Адрес обезличен" электрических сетей Южного предприятия электрических сетей. В настоящее время собственник данной опоры и кабельной линии отсутствует. Таким образом, участки электрических сетей и иного имущества, предназначенного для осуществления электроснабжения, расположенные за внешней стеной многоквартирного, "Адрес обезличен" , не могут быть отнесены к общему имуществу собственников помещений данного дома.
Впоследствии истец уточнил свои требования и просил признать бесхозяйными трансформаторную подстанцию "Номер обезличен" , проходящую от неё кабельную линию ... кВт, по которой осуществляется электроснабжение "Адрес обезличен" , опору, находящуюся на территории "Адрес обезличен" . Обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, трансформаторную подстанцию "Номер обезличен" , проходящую от неё кабельную линию ... кВт, по которой осуществляется электроснабжение "Адрес обезличен" , опору, находящуюся на территории "Адрес обезличен" .
Определением суда от 30.04.2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены филиал ОАО "МРСК Северо - Запад" "Комиэнерго", Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", ООО "Нейтраль".
Прокурор в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.
Представитель третьего лица ООО "Нейтраль" в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Третьи лица ТМЖ "Орджоникидзе, 40", ООО "Октябрьская управляющая компания", филиал ОАО "МРСК Северо - Запад" "Комиэнерго", Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" своих представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит отменить решение суда и вынести новое решение.
Представители третьих лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в силу ч. 1 ст. 327, ч. 4 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что на территории "Адрес обезличен" находится опора (столб) ... , на которой смонтирована кабельная линия ... кВ, предназначенная для электроснабжения "Адрес обезличен" .
Опора электрической линии (ТП-67), находящаяся на территории многоквартирного жилого "Адрес обезличен" и кабельная линия ... кВ (до наружной сети дома), не входят в состав общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном "Адрес обезличен" .
Данная опора находилась на балансе Сыктывкарского района электрических сетей Южного предприятия электрических сетей.
В настоящее время собственник данной опоры и кабельной линии отсутствует.
Кабельная линия ... кВт, по которой осуществляется электроснабжение жилого "Адрес обезличен" , подключена к трансформаторной подстанции N "Номер обезличен" , собственник которой в настоящее время отсутствует.
Отсутствие оформленных в установленном порядке прав на трансформаторную подстанцию "Номер обезличен" , проходящую от неё кабельную линию ... кВт, по которой осуществляется электроснабжение "Адрес обезличен" , опору, находящуюся на территории "Адрес обезличен" , является препятствием для передачи данного имущества на обслуживание эксплуатирующей организации, в связи, с чем надлежащая эксплуатация объектов не осуществляется, что приводит к их разрушению и создает угрозу окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан, определить круг которых не представляется возможным.
Изложенное подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами и объяснениями лиц, участвующих в деле.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В п. 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Поскольку в соответствии с подпунктами 4 и 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В силу пунктов 4-5 части 6 статьи 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ от 23.11.2009 органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые в свою очередь должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимою имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов па учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что не- обращение администрации МО ГО "Сыктывкар" в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, и п. 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580.
Судебная коллегия согласна с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан обоснованно, на основании исследованных надлежащим образом доказательств, подробно мотивирован, полностью соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела. Действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выявление бесхозяйного имущества является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, по мнению судебной коллегии несостоятельны, и основаны на неверном толковании норм материального права. Буквальное толкование положений п. 3 ст. 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, вывод суда о возложении обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного имущества на администрацию МО ГО "Сыктывкар", как орган местного самоуправления, является верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нет доказательств того, что указанное имущество не имеет собственника, а также отнесения кабельной линии к недвижимому имуществу, являются неубедительными. Поскольку с учетом обстоятельств дела, наличие собственника не установлено, доказательств обратного суду не представлено. Статьёй 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Назначение спорного объекта - кабельной линии, его расположение, и использование, а также взаимосвязь с другими объектами недвижимости позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что он по своим характеристикам относится к недвижимому имуществу как один из элементов сети.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, правовых оснований для отмены либо изменения правильного по существу решения суда не содержат, сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств, оснований для которой не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат новых обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения спора, не опровергают выводов суда и установленных по делу обстоятельств. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда РК от 9 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.