Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Зацепина Е.М.,
судей Мокрушиной В.П., Титовой В.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края на решение Павловского районного суда Алтайского края от 02 апреля 2014 года по делу по заявлению Прищепо В. В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прищепо В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации " ... " сельсовета об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что постановлением администрации " ... " сельсовета от ДД.ММ.ГГ его семье было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, данное основание отказа решением " ... " районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ было признано незаконным. Кроме этого указано, что в оспариваемом постановлении незаконно суммированы площади всех жилых помещений, ранее принадлежавших членам семьи, также ссылался на нарушение требований ч. 3 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку решение об отказе принято по истечении 2,5 месяцев с момента обращения.
Решением Павловского районного суда Алтайского края от 02 апреля 2014 года заявления Прищепо В.В. удовлетворено. Признано незаконным постановление администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения средств на приобретение (строительство) жилья Прищепо В.В. ". На администрацию " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края возложена обязанность включить Прищепо В.В. в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В апелляционной жалобе администрация " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Ссылается на то, что Прищепо В.В. ДД.ММ.ГГ был продан жилой дом с земельным участком по адресу: "адрес" общей площадью " ... " кв.м., ДД.ММ.ГГ продан земельный участок и " ... " доля жилого дома по "адрес" , площадь которой составляет " ... " кв.м. Полагает, что заявитель и члены его семьи совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в случае сохранения прав на указанное недвижимое имущество на одного члена семьи приходилось бы " ... " кв.м., что выше учетной нормы. С учетом положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации заявитель и члены его семьи не могут быть постановлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ , в связи с чем оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Кроме того указывает, что суд необоснованно руководствовался обстоятельствами, установленными решением " ... " районного суда от ДД.ММ.ГГ по делу N *** , поскольку предметом рассмотрения по этому делу являлась правомерность снятия с учета, следовательно, обстоятельства, установленные по предыдущему делу, к рассматриваемому делу применены быть не могут. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы права.
В возражениях на апелляционную жалобу заявитель Прищепо В.В. просит отказать в ее удовлетворении и оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель Прищепо В.В. , заинтересованное лицо администрация " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив решение суда первой инстанции в интересах законности в полном объеме в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя заявителя Прищепо В.В. - Прищепо Н.И. , возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части возложения на администрацию " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края обязанности включить Прищепо В.В. в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с неправильным применением норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (ч.ч. 4, 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Одним из оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является несоблюдение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока (п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Как следует из материалов дела, Прищепо В.В. ДД.ММ.ГГ обратился в администрацию " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Прищепо В.В. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для получения средств на приобретение (строительство) жилья на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа послужило то, что ДД.ММ.ГГ семьей Прищепо В.В. был продан жилой дом, общей площадью " ... " кв.м., по адресу "адрес" .; ДД.ММ.ГГ продана " ... " доля жилого дома, площадью " ... " кв.м, по адресу: "адрес" . Общая площадь отчужденных жилых помещений и жилого помещения, находящего в настоящее время в собственности семьи, составляет " ... " кв.м., то есть на одного члена семьи приходится более учетной нормы площади жилого помещения. Семья может быть поставлена на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии намеренного ухудшения жилищных условий действиями семьи заявителя при отчуждении жилых помещений.
Так, судом установлено, что совершая ДД.ММ.ГГ сделку по купле-продаже жилого дома по "адрес" площадью " ... " кв.м. и приобретая ДД.ММ.ГГ жилой дом по "адрес" площадью " ... " кв.м. семья Прищепо улучшила свои жилищные условия и не имела намерения после совершения указанных действий встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Относительно продажи ДД.ММ.ГГ " ... " доли жилого дома, расположенного по "адрес" , площадью " ... " кв.м., суд также пришел к выводу об отсутствии намеренного ухудшения жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается выводами суда, основанными на законе и обстоятельствах дела.
Кроме того, судебной коллегией принимается во внимание, что отчуждение недвижимого имущества осуществлялось в " ... " и в " ... " годах, заявитель и члены его семьи состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , следовательно, на момент совершения сделок семья Прищепо не могла преследовать цель намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки на учет.
Доводы апелляционной жалобы о намеренном ухудшении заявителем и членами его семьи жилищных условий не принимаются во внимание, поскольку направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Указание в жалобе на необоснованное принятие во внимание судом решения " ... " районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ , при вынесении которого вопрос о намеренном ухудшении заявителем жилищных условий не рассматривался, заслуживает внимания, однако не влияет на законность принятого решения, поскольку по настоящему делу обстоятельства намеренного ухудшения Прищепо В.В. жилищных условий проверены и своего подтверждения не нашли.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку заявитель и члены его семьи не признаны нуждающимися в жилом помещении, возложение обязанности о включении их в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является преждевременным.
Исходя из ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 1 данного Закона учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).
При таких обстоятельствах судебная коллегия изменяет решение суда в части возложения на администрацию " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края обязанности включить Прищепо В.В. в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С целью восстановления нарушенного права заявителя, судебная коллегия считает возможным возложить на администрацию " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края обязанность рассмотреть заявление Прищепо В.В. о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Павловского районного суда Алтайского края от 02 апреля 2014 года изменить в части. Изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: "Возложить на администрацию " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края обязанность рассмотреть заявление Прищепо В. В. о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения средств на приобретение (строительство) жилья в установленном законом порядке.".
В остальной части решение Павловского районного суда Алтайского края от 02 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации " ... " сельсовета " ... " района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.