Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетникова И.Ф.,
судей Храмцовой В.А., Еремина В.А.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 19 июня 2014г. по делу по иску
Х.О.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Х.О.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края (далее УПФР в г.Барнауле Алтайского края, Управление) с иском о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований указала на то, что ДД.ММ.ГГ г. она обратилась в УПФР в г.Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ г. ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. Полагает, что решение пенсионного органа является незаконным.
Просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГ , возложить на УПФР в г. Барнауле Алтайского края обязанность включить в специальный стаж периоды работы в должности музыкального руководителя в яслях-саду *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , в детском доме *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , детском саду *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , в МДОУ *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и возложить на пенсионный орган обязанность назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ .
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июня 2014г. исковые требования Х.О.Е. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГ об отказе Х.О.Е. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Возложена на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края обязанность включить в специальный стаж Х.О.Е. периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Возложена на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края обязанность назначить Х.О.Е. трудовую пенсию по старости на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГ .
В остальной части иска отказано.
Взысканы с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края в пользу Х.О.Е. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе УПФР в Барнауле Алтайского края просит об отмене решения о досрочном назначении пенсии по старости, вынесении по делу нового судебного акта - об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что при определении права на досрочное назначение пенсии применяются только два варианта подсчета стажа: либо по нормам действующего законодательства, то есть ко всем периодам применяется Список от ДД.ММ.ГГ N *** , либо все периоды работы рассматриваются в соответствии со Списками, действовавшими в период выполнения работы. Поскольку суд применял нормы ранее действовавшего законодательства, то включенные 5 лет 2 мес. 15 дней необходимо было прибавлять к 16 годам 7 мес. 22 дн. В связи с чем стаж истца на дату обращения за пенсией составил только 22 года 10 мес. 7 дней, что не дает права на досрочное назначение пенсии.
Принимая решение о включении в специальный стаж периодов работы в должности музыкального руководителя в детском доме *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , суд не учел, что разъяснением Госкомтруда СССР от 17.05.1960 N 19 возможность включения в стаж периодов работы в должности музыкального руководителя предусмотрена только для работы в детских садах (детских очагах и детских площадках" и объединенных яслях-садах, в то время как истец работала в детском доме.
Периоды работы истца в должности музыкального руководителя в детском саду *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и в МДОУ *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ необоснованно зачтены со ссылкой на Списки ДД.ММ.ГГ . N *** поскольку в это время действовали Списки N *** , в соответствии с которыми должность музыкального руководителя не засчитывалась в педагогический стаж.
В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГ явилась Х.О.Е. Остальные лица участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Х.О.Е. просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, проверяя его законность в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Х.О.Е. , ДД.ММ.ГГ года рождения осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в том числе:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности музыкального руководителя в детских ясли - сад N ***
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности музыкального руководителя в детском доме ***
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности музыкального руководителя в ясли - сад *** ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в МБОУ "Детский сад *** " (с учетом переименования учреждения).
Ответчик, не соглашаясь с принятым решением, в жалобе указывает на то, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости применяется два варианта подсчета стажа: ко всем периодам работы применяется Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781 либо все периоды работы рассматриваются в соответствии со Списками, действующими в период выполнения работы.
Судебная коллегия не может согласиться с таким доводом жалобы по следующему основанию.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Таким образом, при определении права на досрочную пенсию в интересах заинтересованного лица периоды работы, имевшие место до изменения правового регулирования, могут быть исчислены, в том числе, на основании законодательства, действующего в период выполнения соответствующей работы.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовало.
Между тем, в соответствии с п.3 данного постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Исходя из того, что право на досрочное пенсионное обеспечение у работников, работающих в должности музыкальный руководитель, было признано постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и разъяснением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 за N19, суд обоснованно включил период работы Х.О.Е. музыкальным руководителем с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ г. в специальный стаж.
Если даже согласиться с доводом жалобы о том, что период работы Х.О.Е. музыкальным руководителем с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ г. не подлежит включению в специальный стаж на основании постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и разъяснением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от ДД.ММ.ГГ за N *** этот период, тем не менее, подлежит включению в специальный стаж на основании Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781.
Списком предусмотрена должность музыкального руководителя в детском доме, дошкольного образовательного учреждения (детские сады всех наименований).
В соответствии п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г., периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
В период с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ г. Х.О.Е. работала в детском доме *** музыкальным руководителем на полную ставку, что подтверждается штатным расписанием на ДД.ММ.ГГ , изменением к штатному расписанию на ДД.ММ.ГГ ., штатным расписанием на ДД.ММ.ГГ ., штатным расписанием на ДД.ММ.ГГ изменением к штатному расписанию на ДД.ММ.ГГ ., штатным расписанием на ДД.ММ.ГГ , штатным расписанием на ДД.ММ.ГГ . (л.д.114-115, 116 -120).
Периоды работы Х.О.Е. в должности музыкального руководителя с ДД.ММ.ГГ . по ДД.ММ.ГГ . в детском саду *** и с ДД.ММ.ГГ . по ДД.ММ.ГГ . в МДОУ *** подлежат включению в специальный стаж на основании Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781.
Дав мотивированное суждение, суд обоснованно зачел истцу Х.О.Е. в специальный стаж указанные выше периоды её работы в должности музыкального руководителя.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы в указанной выше части не могут быть приняты во внимание.
Иные доводы жалобы также не могут быть приняты во внимание, поскольку апеллянтом неправильно толкуются нормы права.
Руководствуясь ст.327.1, ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 19 июня 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.