Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т. И.,
судей Тушнолобовой Л.А., Морозовой С.Б.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов о возложении обязанности обеспечить государственную охрану объекта по апелляционной жалобе представителя ОАО "РЖД" Шлыеова А.А. на решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 07 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ковалевой Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Свердловский транспортный прокурор обратился с иском к ОАО "РЖД" о возложении обязанности обеспечить государственную охрану объекта-задания вокзал ...
Решением Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 07 июля 2014 года на ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить государственную охрану объекта здания вокзала ... , расположенного в ... Взыскана с ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов в доход местного бюджета госпошлина в размере ( / / ) руб.
С таким решением представитель ОАО "РЖД" Шлыков А.А. не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Полагает, что имеет место конкуренция норм федерального закона от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" и подзаконного акта - Постановления Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 587, в связи с чем, подлежит применению норма закона, которая предусматривает иной предмет регулирования.
В апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор возражал относительно доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что между ОАО "РЖД" в лице начальника Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" и ООО "ЧОП " ( / / ) " ( / / ) заключен договор на оказание охранных услуг N 324. Срок действия договора - с ( / / ) по ( / / ) .
В соответствии с п. 1.1 указанного договора ОАО "РЖД" поручает, а ООО "ЧОП " ( / / ) " принимает на себя обязательства по оказанию услуг по охране объекта, а также имущества, находящихся на территории охраняемого объекта заказчика. Согласно п. 1.1 договора в качестве объектов охраны определен, в том числе, вокзал ( / / ) (адрес: ... ).
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что отнесение объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (вокзала) к перечню объектов, подлежащих государственной охране, запрещает ответчику заключать договоры на оказание услуг по охране железнодорожного вокзала с юридическими лицами, оказывающими частные услуги по охране объектов.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными и основанными на законе.
Железнодорожный вокзал относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Пунктом 5 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" также установлено, что железнодорожные вокзалы и станции являются объектами транспортной инфраструктуры.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального Закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
К субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
ОАО "РЖД" - собственник объектов транспортной инфраструктуры является субъектом транспортной инфраструктуры, на которого возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных вокзалов.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой или создавших угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба - п. 1 ст. 1 данного Федерального закона).
Деятельность ООО "ЧОП " ( / / ) ", которое на основании договора на оказание охранных услуг осуществляет охрану железнодорожного вокзала ... , регулируется Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Частью 3 ст. 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации . Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством РФ.
Правительство Российской Федерации , реализуя предусмотренные приведенной нормой Федерального закона полномочия, издало Постановление от 14 августа 1992 года N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", которым утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране (Приложение N 1).
Согласно п. 15 указанного Перечня к таким объектам отнесены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587 ограничивает охранную деятельность частных организаций и определяет объекты, охрану которых эти организации осуществлять не могут. В частности, действующее законодательство, не предусматривает возможность осуществления частными охранными предприятиями охранной деятельности в отношении объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, к которым, как указывалось выше, относятся железнодорожные вокзалы.
Доводы жалобы о том, что в силу Федерального закона от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" государственную охрану осуществляют государственные органы, при этом обеспечение деятельности органов государственной охраны является расходным обязательством Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены решения.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Частью 2 ст. 23 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации .
Указанный Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации N 891-р от 27 июня 2009 года. Железнодорожные вокзалы, в данный перечень не включены.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" раскрыто понятие "государственная охрана" применительно к указанному Закону, как деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер. Определяющим в указанном понятии "охрана" является обеспечение безопасности охраняемого объекта.
Согласно п. 2 Положения о ведомственной охране федерального агентства железнодорожного транспорта ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства, от противоправных посягательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. По этим причинам доводы жалобы о том, что вокзалы не включены в перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, не опровергают выводов суда о необходимости обеспечить государственную охрану данного объекта.
Перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.
ОАО "Российские железные дороги" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки.
В силу приведенных норм, ОАО "РЖД", а не иные органы и лица, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, в который входит объект транспортной инфраструктуры - вокзал, т.е. реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства
Конкретные требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, предусмотрены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года N 43, которые применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации , предусмотренного ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Согласно п. 5.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности или на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.
Государственная охрана, то есть транспортная безопасность железнодорожных вокзалов, должна быть обеспечена в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Закона "О транспортной безопасности" самим субъектом транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД", а не иными органами и лицами. При этом привлечение для обеспечения транспортной безопасности на таком объекте транспортной инфраструктуры как железнодорожный вокзал частного охранного предприятия противоречит закону и не свидетельствует о выполнении ОАО "РЖД" предусмотренной законом обязанности по обеспечению транспортной безопасности.
Ограничивая деятельность частных охранных организаций по оказанию услуг по охране железнодорожных вокзалов, законодатель в ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предусмотрел разрешение охранным организациям оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации , в связи с чем ООО "ЧОП " ( / / ) ", с которым у ОАО "РЖД" заключен договор на охрану здания вокзала ... , вправе осуществлять охрану только имущества железнодорожного вокзала.
Однако, согласно п. 1.1 договора, заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "ЧОП " ( / / ) ", последнее принимает на себя обязанности не только по охране имущества вокзалов, но и по охране объекта.
Деятельность по охране имущества вокзала отлична от деятельности по обеспечению транспортной безопасности, которая направлена на защиту от противоправных действий (бездействия), в том числе от террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, влекущих причинение вреда жизни и здоровью людей.
У суда имелись правовые и фактические основания для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 07 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "РЖД" Шлыеова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Ковалева
Судьи: Л.А. Тушнолобова
С.Б.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.