Ростовский областной суд в составе
председательствующего судьи Чайка Е.А.,
при секретаре Хван О.В.,
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению Майкоглуян Э.А. об оспаривании постановления Администрации Ростовской области,
УСТАНОВИЛА:
Майкоглуян Э.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 7 Положения о порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета для выплаты единовременной денежной компенсации инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 22.10.2008 г. N 514.
В обоснование своих требований она указала, что её отец, Майкоглуян А.А. , с 08.12.2003 г. состоял на учете в Министерстве труда и социального развития Ростовской области и в реестре очередников, имеющих право на получение автотранспорта.
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями" Майкоглуян А.А. имел право на обеспечение транспортным средством или на выплату единовременной денежной компенсации в размере 100 тыс. рублей.
13.05.2008 г. Майкоглуян А.А. обратился с заявлением о выплате ему денежной компенсации, его заявление было принято и учтено. 24.09.2008 г. Майкоглуян А.А. умер.
27.11.2008 г. денежные средства в размере 100.000 руб. были зачислены на его сберкнижку, но 17.12.2008 г. они были списаны банком.
Основанием для этого послужило положение п. 7 Положения о порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета для выплаты единовременной денежной компенсации инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 22.10.2008 г. N 514.
Согласно этому пункту компенсация не выплачивается в случае смерти инвалида, имевшего право на ее получение.
Пункт 7 указанного положения заявитель считает незаконным и нарушающим её права, как наследницы, на получение указанной суммы, поскольку право на эти денежные средства Майкоглуян А.А. приобрел до их зачисления на его счет, 13.05.2008 г., а перечисление средств свидетельствует лишь об исполнении госорганом своей обязанности. При этом она полагает, что позднее перечисление денежных средств не может являться условием возникновения права.
В связи с этим она считает, что денежные средства не могли быть списаны банком на основании п. 7 Положения, и они должны входить в наследственную массу, т.к. согласно статье 1184 ГК РФ средства транспорта и другое имущество, предоставленные государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях.
Однако банк, в нарушение ст. 854 ГК РФ, произвел списание денежных средств со счета отца заявительницы без распоряжения клиента и без решения суда, хотя возможность такого списания не установлена законом и не предусмотрена договором между банком и клиентом.
В связи с этим Майкоглуян Э.А. указывает, что оспариваемое Постановление может регламентировать только вопросы, связанные с выплатой, когда деньги еще не поступили, а получатель умер, и не должно затрагивать вопросы, регулируемые нормами наследственного права.
Заявительница считает, что п. 7 Постановления противоречит вышеназванным Указу Президента РФ и Постановлению Правительства РФ, поскольку оспариваемые положения в них отсутствуют. Кроме того, само Постановление Администрации Ростовской области от 22.10.2008 г. N 514 не является федеральным законом и не может регламентировать вопросы, связанные с возвратом средств из федерального бюджета, но вместе с тем он позволяет списывать денежные средства со счета физического лица без согласия его наследников.
По этим основаниям Майкоглуян Э.А. просит признать недействующим с момента принятия пункт 7 Положения о порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета для выплаты единовременной денежной компенсации инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 22.10.2008 г. N 514, в той части, в которой он не допускает наследование денежной суммы, выплаченной в качестве денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, и допускает списание таких денежных средств на основании письма Министерства труда и соцразвития Ростовской области с банковского счета физического лица без согласия его наследников в случае, если такое лицо умерло.
В судебном заседании Майкоглуян Э.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Майкоглуян Э.А. адвокат Тронь М.Н., действующий на основании доверенности от 28.04.2010 г. и ордера от 23.07.2010 г., в судебном заседании указал, что сумма компенсации должна входить в наследственную массу Майкоглуяна А.А., т.к. его право на компенсацию возникло 13.05.2008 г. Поскольку между Майкоглуяном А.А. и банком имелись гражданско-правовые отношения, т.к. на его имя был открыт счет, то банк не вправе был без распоряжения клиента и без решения суда производить списание средств со счета. В связи с тем, что в правоприменительной практике п. 7 оспариваемого Положения позволяет производить списание денежных средств со счета умершего клиента по письму Минтруда области и лишает наследников права на наследство, представитель считал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Представитель Администрации Ростовской области Ларичкина Н.Н., действующая на основании доверенности от 06.07.2010 г. N 5/83, заявленные требования не признала, представив письменные возражения, и указала, что Положение о порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета для выплаты единовременной денежной компенсации инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденное Постановлением Администрации Ростовской области от 22.10.2008 г. N 514, было принято в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями" в пределах своей компетенции, и было опубликовано в газете "Наше время" от 29.10.2008 г. N 370.
В соответствии с указанным Положением для получения компенсации инвалид (лицо, представляющее его интересы) подает в орган социальной защиты населения муниципального образования по месту жительства инвалида соответствующее заявление (с указанием почтового адреса инвалида или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) и документ, удостоверяющий личность. Инвалиды, получившие компенсацию, снимаются министерством труда и социального развития области с учета для обеспечения транспортными средствами.
Пунктом 7 Положения установлено, что компенсация не выплачивается в случае смерти инвалида, имевшего право на ее получение.
Указанный пункт Администрация Ростовской области не считает противоречащим федеральному законодательству, которое предусматривает предоставление легкового автомобиля или выплату единовременной денежной компенсации в размере 100.000 рублей инвалидам Великой Отечественной войны, а не их наследникам.
Положение предусматривает, что органы социальной защиты населения муниципальных образований представляют в министерство труда и социального развития области подписанные руководителями этих органов и заверенные печатью списки инвалидов для выплаты компенсации.
Министерство труда и социального развития области в установленном для исполнения областного бюджета порядке на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, поступающих из федерального бюджета, осуществляет расходование межбюджетных трансфертов по выбору получателей через почтовые предприятия или перечислением на лицевой счет в кредитной организации, в том числе с оплатой банковских услуг по перечислению компенсационных выплат.
Ответственность за достоверность представляемых в министерство труда и социального развития области документов, служащих основанием для выплаты компенсации, возлагается на органы социальной защиты населения муниципальных образований.
Средства федерального бюджета на выплату единовременной денежной компенсации поступили в Ростовскую область в виде межбюджетных трансфертов. Расходным уведомлением от 21.11.2008 г. средства федерального бюджета поступили на счет Минтруда области, после чего от органов социальной защиты населения муниципальных образований области были запрошены списки на выплату единовременных денежных компенсаций.
В представленных 21.11.2008 г. Управлением социальной защиты населения Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону списках Майкоглуян А.А. значился под номером 12, в связи с чем 25.11.2008 г. Минтрудом Ростовской области было осуществлено перечисление на его лицевой счет денежных средств. При сверке списков выяснилось, что Майкоглуян А.А. умер 24.09.2008 г. В целях недопущения нецелевого использования средств федерального бюджета и во исполнение п. 7 оспариваемого Положения УСЗН Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону были приняты меры по возврату необоснованно перечисленных средств в размере 100.000 руб. на счет умершего Майкоглуяна А.А.
Так как выплата единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля наследникам инвалидов и участников Великой Отечественной войны действующим законодательством не предусмотрена, то пункт 7 Положения о порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета для выплаты единовременной денежной компенсации инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 22.10.2008 г. N 514, по мнению заинтересованного лица, не нарушает прав и свобод наследников, не создает препятствий к осуществлению наследниками их прав и свобод, не возлагает незаконно какие-либо обязанности, не привлекает их незаконно к ответственности.
По этим основаниям представитель заинтересованного лица в удовлетворении заявления просила отказать.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявления следует отказать, суд приходит к следующим выводам.
Предоставление мер социальной поддержки инвалидам войны регулируется Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 14 которого в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., они при наличии медицинских показаний (инвалидам войны I группы по зрению или без обеих рук - без медицинских показаний) имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ признан утратившим силу.
Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями".
Указом Президента РФ от 06.05.2008 г. N 68 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" установлено Правительству Российской Федерации в 2008 году обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей; в 2009 году - обеспечить граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 Правительством РФ принято Постановление от 12.09.2008 г. N 670, которым утверждены Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.
Согласно этим Правилам компенсация выплачивается:
в 2008 году - инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля;
в 2009 году - гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, и инвалидам из числа реабилитированных лиц, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля, а также инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам (п. 2).
Для получения компенсации инвалид (лицо, представляющее его интересы) подает в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида соответствующее заявление (с указанием почтового адреса инвалида или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) и документ, удостоверяющий личность (п. 3).
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации подписанные руководителями этих органов и заверенные печатью списки инвалидов для выплаты компенсации.
Форма списков, порядок и срок их представления определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 4).
Выплата компенсации осуществляется органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию).
Сроки выплаты компенсации определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом сроков, указанных в пункте 2 настоящих Правил (п. 5).
Компенсация, предоставляемая инвалиду, признанному в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным, а также ребенку-инвалиду, выплачивается их законным представителям (п. 6).
Инвалиды, получившие компенсацию, снимаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами (п. 7).
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации отчет о расходовании средств, выделенных на выплату компенсации, по форме и в срок, которые определяются Министерством (п. 8).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2008 N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. N 670 Администрацией Ростовской области принято постановление от 22.10.2008 г. N 514 "О порядке расходования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для выплаты инвалидам единовременной денежной компенсации", которым утверждено Положение о порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета для выплаты единовременной денежной компенсации инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.
Часть 1 статьи 251 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Предметом оспаривания по данному делу является пункт 7 указанного Положения, согласно которому компенсация не выплачивается в случае смерти инвалида, имевшего право на ее получение.
Вместе с тем при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (часть 3 статьи 246, статья 248, часть 8 статьи 251 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 27 Областного закона Ростовской области от 29.05.1996 г. N 19-ЗС "Устав Ростовской области" система органов государственной власти в Ростовской области строится в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательную власть в Ростовской области осуществляет Законодательное Собрание Ростовской области.
Исполнительная власть в Ростовской области осуществляется через систему органов исполнительной власти во главе с Администрацией Ростовской области, возглавляемой Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области.
Согласно разделу VI Регламента Администрации Ростовской области, утвержденного Указом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 12.02.2007 г. N 7, Администрация области как высший исполнительный орган государственной власти области издает постановления и распоряжения.
Постановления Администрации Ростовской области - нормативные правовые акты, издаваемые в целях решения наиболее важных и принципиальных задач развития Ростовской области, как правило, длительного действия.
Постановления Администрации Ростовской области издаются, в частности, по вопросам:
определения основных направлений деятельности Администрации области;
утверждения мероприятий основных направлений отраслевой деятельности;
утверждения порядков использования средств областного бюджета.
В соответствии с разделом VII п. 1 Регламента правовые акты Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, Администрации Ростовской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемый нормативно-правовой акт издан в форме, установленной Регламентом Администрации Ростовской области, подписан Вице-губернатором Ростовской области Станиславовым И.А., который в соответствии с Указом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 03.09.2007 г. N 50 "О распределении обязанностей между Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области и его заместителями" и согласно распоряжению Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 13.10.2008 г. N 156 исполнял обязанности Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области на время отпуска Чуба В.Ф., и опубликован газете Ростовской области "Наше время" 29 октября 2008 г. N 370.
Разрешая вопрос о пределах полномочий Администрации Ростовской области, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Согласно статье 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое Положение определяет порядок расходования межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета для выплаты единовременной денежной компенсации вышеуказанным инвалидам.
Статья 132.1 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Межбюджетные трансферты, согласно статье 6 БК РФ, - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К безвозмездным поступлениям, в частности, относятся иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая, что разделом VI Регламента Администрации Ростовской области предусмотрена возможность издания Постановлений Администрации Ростовской по вопросам утверждения порядков использования средств областного бюджета, а межбюджетные трансферты являются безвозмездными поступлениями областного бюджета, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого постановления Администрация Ростовской области действовала в пределах своей компетенции.
Разрешая вопрос о соответствии закону п. 7 Положения о порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета для выплаты единовременной денежной компенсации инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 22.10.2008 г. N 514, суд исходит из следующего.
Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 гг. инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100.000 рублей.
Социальная поддержка указанной категории граждан представляет собой систему мер, обеспечивающую социальные гарантии тем категориям ветеранов, которые установлены действующим законодательством с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Вместе с тем закон не предусматривает возможности предоставления таких мер каким-либо другим категориям лиц, в том числе наследникам ветеранов.
В силу статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Как следует из материалов дела, Майкоглуян А.А. имел право на получение единовременной денежной компенсации инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, и с заявлением о выплате этой компенсации он обратился в МУСЗН Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону 13.05.2008 г.
Однако на момент его смерти, наступившей 24.09.2008 г., указанные средства на его лицевой счет, открытый в ОАО Акционерный коммерческий сберегательный банк РФ 13.05.2008 г., еще не поступили.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.09.2008 г. N 495н, изданным в соответствии с пунктами 5 и 8 Правил выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670, установлены сроки выплаты указанной единовременной денежной компенсации:
в 2008 году - до 31 декабря 2008 года;
в 2009 году - до 1 апреля 2009 года.
Майкоглуян А.А. относился к категории ветеранов, которым компенсация должна была быть выплачена в 2008 г.
Средства федерального бюджета на выплату единовременной денежной компенсации поступили в Ростовскую область в виде межбюджетных трансфертов на счет УФК по Ростовской области 21 ноября 2008 г., 24 ноября 2008 г. они перечислены на счет Министерства труда и социального развития Ростовской области, 25 ноября 2008 г. денежные средства перечислены на выплату единовременной денежной компенсации инвалидам по спискам МУСЗН по Ворошиловскому району г. Ростова-на-Дону, а на личный счет Майкоглуяна А.А. в Сбербанке России средства на выплату этой компенсации зачислены 27 ноября 2008 г.
Таким образом, поскольку на момент открытия наследства, т.е. на день его смерти (ст. 1114 ГК РФ), указанные денежные средства Майкоглуяну А.А. не принадлежали, то они не могли быть включены в состав его наследства, несмотря на то, что при своей жизни наследодатель имел право на их получение, но оно не было им реализовано.
Следовательно, права заявительницы Майкоглуян Э.А., как наследницы Майкоглуяна А.А., оспариваемыми положениями нормативно-правового акта Администрации Ростовской области не нарушены, а право на наследование суммы единовременной денежной компенсации в размере 100.000 руб. у неё не возникло.
Доводы заявительницы и её представителя о том, что все денежные средства, находящиеся на банковском счете её отца, должны входить в наследственную массу, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае оспариваемая сумма представляет собой не личные средства Майкоглуяна А.А., а бюджетные средства, которые не стали его собственностью при жизни, а были ошибочно перечислены на лицевой счет ветерана после его смерти.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что основания для признания недействующим с момента принятия пункта 7 Положения о порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета для выплаты единовременной денежной компенсации инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 22.10.2008 г. N 514, в той части, в которой он не допускает наследование денежной суммы, выплаченной в качестве денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, и допускает списание таких денежных средств на основании письма Министерства труда и соцразвития Ростовской области с банковского счета физического лица без согласия его наследников в случае, если такое лицо умерло, отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670, а также с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.09.2008 г. N 495н "Об утверждении сроков выплаты единовременной денежной компенсации отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, формы отчета о расходовании средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременной денежной компенсации, и рекомендаций по ее заполнению" осуществление мер социальной поддержки инвалидов, как было указано выше, предусмотрено в 2008 году - до 31 декабря 2008 года; в 2009 году - до 1 апреля 2009 года.
Выплата единовременной денежной компенсации допускается до 1 декабря 2009 года в случае, если данная компенсация не была получена инвалидами в установленные сроки.
Таким образом, на момент обращения Майкоглуян Э.А. с заявлением в суд (21 июня 2010 г.) оспариваемое Положение было уже исполнено, в связи с чем фактически являлось недействующим, хотя формально оно не отменено. В связи с этим ни само Положение, ни его пункт 7 в настоящее время не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления Майкоглуян Э.А.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Майкоглуян Эллы Андрониковны о признании недействующим с момента принятия пункта 7 Положения о порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета для выплаты единовременной денежной компенсации инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 22.10.2008 г. N 514, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.