Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Донченко М.П.,
судей: Москаленко Ю.М., Порутчикова И.В.,
при секретаре Балмышевой К.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Москаленко Ю.М. дело по апелляционной жалобе ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 18.06.2014 года,
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления заместителя прокурора г. Волгодонска Ростовской области от 12.12.2013 N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об устранении нарушений.
В обоснование требований заявитель указал, что в адрес организации внесено представление заместителя прокурора г. Волгодонска, в котором прокурором указано, что ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" нарушило жилищное законодательство и права граждан - жителей города Волгодонска, потребителей коммунальной услуги - электроснабжение. Нарушение ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" жилищного законодательства выразилось в том, что жителям многоквартирных домов, управляемых управляющими организациями, выставляется плата за коммунальную услугу-электроснабжение, приходящуюся на общедомовые нужды, сверх нормативов, установленных региональной службой по тарифам Ростовской области. В представлении прокурор предложил заявителю прекратить практику выставления жителям г. Волгодонска, проживающим в многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющих организаций, счетов - квитанций с размером платы за потребленную электрическую энергию, приходящуюся на общедомовые нужды, превышающим норматив, установленный постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области N 29/104 от 24.08.2012 года "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Ростовской области", рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
На основании изложенного ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" просило указанное представление признать незаконным и отменить его.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 18 июня 2014 года в удовлетворении заявления ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" ставится вопрос об отмене решения суда от 18.06.2014 года как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права.
Апеллянт указывает, что в представлении прокурор предлагает прекратить выставление жителям Волгодонска, проживающим в многоквартирных домах, управляемых управляющими организациями, счетов-квитанций с размером платы за потребленную электроэнергию, приходящуюся на общедомовые нужды, превышающим норматив, установленный постановлением РСТ РО от 24.08.2012 года N 29/104. Принимая решение по делу, суд в обоснование своей правовой позиции указал, что частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ прямо установлен запрет на внесение собственниками и нанимателями платы ресурсоснабжающими организациями за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, отказывая ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" в удовлетворении его заявления о признании незаконным и отмене представления, суд фактически еще более расширил пределы нарушений, перечисленных прокурором в представлении, указав, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме вообще не вправе вносить непосредственно ресурсоснабжающей организации плату за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды.
Апеллянт ссылается на то, что п.7.1 ст.155 ЖК РФ регулирует вопросы оптимизации платежей между гражданами и исполнителями коммунальных услуг и не может быть применен к правоотношениям между гражданами и ресурсоснабжающей организацией при отсутствии заключенных договоров энергоснабжения между управляющими и ресурсоснабжающей организациями.
Кроме того, апеллянт, ссылаясь на положения п.7.1 ст. 155 ЖК РФ и п.17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, указывает, что ресурсоснабжающая организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор на поставку электроэнергии с ресурсоснабжающей организацией.
Апеллянт указывает на то, что он наделен правом начислять и предоставлять к оплате счета-квитанции, содержащие плату как за электроэнергию, потребленную в жилых (нежилых) помещениях, так и плату за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, в том числе превышающую норматив, установленный постановлением N 29/104.
По мнению апеллянта, представление прокурора нарушает права ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" и незаконно возлагает на него обязанности. Суд не учел, что ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" приобретает электроэнергию на оптовом рынке для жителей многоквартирных домов в объемах, исходя из общедомового потребления электроэнергии, поэтому обжалуемое представление прокурора приведет к возникновению экономического небаланса, приведет к образованию убытков у апеллянта.
На апелляционную жалобу поступили возражения помощника прокурора г. Волгодонска Ростовской области, который не соглашается с доводами жалобы, ссылаясь на их несостоятельность, и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав помощника прокурора г.Волгодонска - Поцелину Е.Л., представителей ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" - Луговую Ю.А., Верозубова А.В. и Донцову О.Н., проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в декабре 2013 года прокуратурой г. Волгодонска Ростовской области, в связи с поступившими в прокуратуру жалобами жителей многоквартирных домов, проживающих в г. Волгодонске, проведена проверка по соблюдению прав жителей г. Волгодонска при начислении платы за электрическую энергию, потребляемую в многоквартирных домах на коллективные нужды.
В ходе проверки установлен факт начисления и взимания ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" с граждан платы за общедомовое потребление электрической энергии в размере, превышающем норматив установленный постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области. По результатам проведенной проверки 12.12.2013 года заместителем прокурора г. Волгодонска Управляющему директору ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Представлением заместителя прокурора г. Волгодонска, вынесенным в адрес заместителя генерального директора ОАО ГК "ТНСэнерго" - управляющего директора ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", энергоснабжающей организации предложено устранить нарушение требований жилищного законодательства - прекратить практику выставления жителям г.Волгодонска, проживающим в многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющих организаций, счетов - квитанций с размером платы за потребленную электрическую энергию, приходящуюся на общедомовые нужды превышающим норматив, установленный постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области N 29/104 от 24.08.2012 года "Об установлении норм потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Ростовской области".
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что в 2011- 2012 годах, между ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" и управляющими организациями были заключены договоры энергоснабжения, по условиям которых гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу потребителям электрической энергии в лице управляющих организаций, а потребители, в лице управляющих организаций, обязались оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуг. В связи с ненадлежащим исполнением управляющими организациями своих обязанностей перед ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", по оплате поставленной электроэнергии для общедомовых нужд в размере, превышающем установленный норматив потребления, наличием задолженности по оплате потребленной электроэнергии ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" в октябре 2013 года в одностороннем порядке расторгло договоры электроснабжения с управляющими организациями, вследствие чего приобрело статус исполнителя услуги электроснабжения перед ее потребителями.
Являясь непосредственным исполнителем услуг электроснабжения, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" возложило на жителей многоквартирных домов в г. Волгодонске обязанность по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в некоторых случаях в размере, превышающем норматив, установленный постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области N 29/104 от 24.08.2012 года " Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Ростовской области".
При этом, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" не учитывает, что между жителями многоквартирных домов, на долю которых возложена в силу норм гражданского законодательства обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, и управляющими организациями, заключены договоры управления многоквартирными домами. В соответствии с договорами управления управляющие организации обязаны нести бремя содержания общедомового имущества в части оплаты за счет собственных средств электроэнергии, потребленной на содержание общедомового имущества, в размере, превышающем норматив, установленный постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области.
Кроме того, суд исходил из того, что собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах был избран в качестве способа управления многоквартирным домом - управление обслуживающими организациями, на которые в силу закона возложена обязанность по начислению платы за жилье и коммунальные услуги, в том числе, и платы за услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а законом прямо установлен запрет на внесение собственниками и нанимателям платы ресурсоснабжающим организациям за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у прокурора имелись основания для прокурорского реагирования и он действовал в соответствии с предоставленными ему Федеральным законом "О прокуратуре РФ" полномочиями при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов. При этом, права и законные интересы ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", обжалуемым представлением прокурора не нарушены, на заявителя, указанным постановлением не возложены какие-либо обязанности, наличие данного постановления не лишает ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" права обратиться к управляющим организациям с предложением о заключении договоров энергоснабжения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из нижеследующего.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 21 вышеуказанного Федерального закона проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В обжалуемом представлении содержится указание на то, что в прокуратуру г. Волгодонска поступили многочисленные обращения граждан - жителей г. Волгодонска о нарушении прав в связи с расторжением ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" договоров энергоснабжения с управляющими организациями и выставлении жителям многоквартирных домов, управляемых управляющими компаниями, платы за коммунальную услугу - электроснабжение, приходящуюся на общедомовые нужды сверх нормативов, установленных Региональной службой по тарифам Ростовской области.
При этом ни доказательств наличия вышеуказанных обращений, ни случаев выставления гражданам счетов за вышеуказанную коммунальную услугу сверх нормативов прокурором в материалы дела представлено не было.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 указанного Федерального закона).
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с правилами части 2 статьи 26 данного Закона, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
В своем представлении заместитель прокурора г.Волгодонска Ростовской области указывает на то, что ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" не проведена должным образом претензионная работа по взысканию с управляющих организаций задолженности за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды, не принято мер по взысканию данной задолженности с управляющих организаций в судебном порядке. При этом в обжалуемом представлении указано на то, что расторжение в одностороннем порядке договоров энергоснабжения ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" с рядом управляющих организаций незаконно.
Однако одностороннее расторжение договора ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" с управляющими компаниями последними, в установленном законом порядке не оспаривалось.
Более того, предусмотренных Федеральным законом N 2202-1 оснований для внесения представления непосредственно связанного с вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" не имелось.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 ст. 155 Кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющим организациям и ресурсоснабжающим организациям.
Согласно ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Из указанной нормы закона следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.
Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без наличия соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией, следовательно, в случае отсутствия договора энергоснабжения управляющая организация не вправе выставлять гражданам плату за потребленную электрическую энергию.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно п.8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пп.9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу п. 30 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 14 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Из буквального толкования указанных норм следует, что, если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу п. 8 Правил ресурсоснабжающая организация (в данном случае - ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго") не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике").
Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией или ТСЖ договорные отношения в силу закона (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", ст. ст. 539, 540 ГК РФ) возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом ч.7.1 ЖК РФ регулирует вопросы оптимизации платежей между гражданами и исполнителями коммунальных услуг и не может быть применен к правоотношениям, связанным с механизмом оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при установленном судом, факте расторжения ранее заключенных между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями договоров энергоснабжения на поставку электроэнергии.
Кроме того, вышеуказанные Правила противоречащими закону в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ, не признаны.
Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды - ОДН).
Согласно п. 44 Правил, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С учетом вышеизложенного, содержащиеся в обжалуемом представлении выводы прокурора о незаконности действий ресурсоснабжающей организации в части выставления жителям г. Волгодонска, проживающим в многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющих организаций, счетов-квитанций с размером платы за потребленную электрическую энергию, приходящуюся на общедомовые нужды, превышающим норматив, установленный постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области, противоречат действующему законодательству. Доказательств необоснованного взимания ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" платы за потребленную электрическую энергию с граждан - жителей г. Волгодонска суду представлено не было.
Согласно статье 24 Федерального закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению должностным лицом, которое полномочно устранить допущенные нарушения, в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению отмеченных нарушений закона.
В силу статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Оспариваемое представление прокурора содержит требование о прекращении практики выставления жителям г. Волгодонска, проживающим в многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющих организаций, счетов - квитанций с размером платы за потребленную электрическую энергию, приходящуюся на общедомовые нужды, превышающим норматив, установленный постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области N 29/104 от 24.08.2012 года "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Ростовской области", следовательно, с учетом требований закона и обстоятельств настоящего дела, заявитель был вправе обратиться в суд в порядке главы 25 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необоснованными и не соответствующими требованиям действующего законодательства выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены представления заместителя прокурора г. Волгодонска Ростовской области от 12.12.2013 года внесенного в адрес Управляющего директора ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго".
С учетом вышеизложенного решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 18.06.2014 года подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а требования заявителя -удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 18.06.2014 года отменить. Принять новое решение по делу, которым представление заместителя прокурора г.Волгодонска Ростовской области от 12.12.2013 года N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН признать незаконным.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.