Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судей: Качаевой Т.А., Хаянян Т.А.
с участием прокурора Черновой Е.В.
при секретаре Чубарян Е.А.
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Качаевой Т.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Зерноградского района Ростовской области в лице главы Зерноградского района В.И. Кучерова на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 18 июня 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зерноградского района Ростовской области в интересах Китай-Горы В.С. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Зерноградского района Ростовской области, третьи лица: Правительство Ростовской области, Администрация Гуляй-Борисовского сельского поселения Зерноградского района, Управление образования Администрации Зерноградского района, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
Свои требования мотивировал тем, что Китай-Гора В.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Гуляй-Борисовского сельского поселения от 30.07.2010 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Китай-Гора В.С. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения поставлен на квартирный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Китай-Гора В.С. состоит в общеобластном списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому подлежал обеспечению жильем в 2012 году.
Однако до настоящего времени Китай-Гора В.С. жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на жилище.
При указанных обстоятельствах прокурор просил суд обязать Администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить Китай-Горе В.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 18 июня 2013 года иск удовлетворен. Суд обязал Администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить Китай-Горе В.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления. От уплаты государственной пошлины Администрацию Зерноградского района суд освободил.
Не согласившись с постановленным решением, Администрация Зерноградского района Ростовской области подала апелляционную жалобу, в лице главы Зерноградского района В.И. Кучерова, в которой просит изменить решение в части, и обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства Администрации Зерноградского района, необходимые для приобретения Китай-Горе В.С. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площади не менее нормы предоставления, считая его незаконными необоснованным по следующим основаниям.
Апеллянт ссылается на то, что суд должен был принять во внимание порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленный Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", согласно которому обеспечение жильем указанных лиц производится за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели.
По мнению апеллянта, суд не учел, что исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, возложенных на органы местного самоуправления, согласно ст. 5 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", осуществляются за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Апеллянт указывает, что применительно к положениям ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, поскольку муниципальное образование г. Азов, в котором доля межбюджетных трансфертов превышает установленный законом процент, у Администрации Зерноградского района Ростовской области не возникает права исполнить расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения.
Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание на то, что на сегодняшний день в Зерноградском районе не сформирован специализированный жилищный фон для данной категории лиц.
Вместе с тем апеллянт считает, что поскольку в решении суда не указано, за счет каких средств должно производиться финансирование приобретения жилья, то указанные обстоятельства могут привести к невозможности его исполнения.
В заседание судебной коллегии представители Правительства Ростовской области, Администрации Гуляй-Борисовского сельского поселения Зерноградского района, Управления образования Администрации Зерноградского района не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, не сообщили суду причины неявки и не ходатайствовали об отложении слушания дела, судебная коллегия с учетом положений ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации Зерноградского района Ростовской области, действующего на основании доверенности Соломенцеву Е.В., Китай-Гора В.С., заключение прокурора о том, что решение является законным и обоснованным судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При вынесении решения суд руководствовался положениями ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 57, 109.1 Жилищного кодекса РФ, ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что Китай-Гора В.С. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения и имеющее внеочередное право на получение жилого помещения, однако жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что Администрация Зерноградского района Ростовской области обязана предоставить Китай-Горе В.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилищного помещения общей площадью не ниже нормы предоставления.
Руководствуясь ст. 89 ГПК РФ, суд первой инстанции посчитал возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Абзацем вторым п. 1 ст. 8 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 01 января 2013 года утратили силу.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Китай-Гора В.С. постановлением Администрации Гуляй-Борисовского сельского поселения от 30.07.2010 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поставлен на квартирный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Китай-Гора B.C. состоит в общем областном списке лиц детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, согласно которому подлежал обеспечению жильем в 2012 году, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию Зерноградского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных жилищных и социальных прав истца предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже нормы предоставления.
Ссылка апеллянта на то, что органы местного самоуправления лишь обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, является несостоятельной, поскольку направлена на неправильное толкование норм материального права. Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (вместе с Положениями).
Довод жалобы о том, что суд неправомерно не применил ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, основан на ошибочном понимании апеллянтом правоотношений сторон и неправильном толковании по своему усмотрению норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В целом указанным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка и мотивированные выводы, которые судебная коллегия признает обоснованными, подробно изложены в обжалуемом решении. Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 196 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется, а постановленное по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 18 июня 2013 года в обжалуемой части - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Зерноградского района Ростовской области в лице главы Зерноградского района В.И. Кучерова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.