Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи
Филиппова А.Е.,
судей
Пановой Л.А., Афанасьева О.В.,
с участием прокурора
Пика Ю.А.,
при секретаре
Усачевой Л.П.,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Филиппова А.Е. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 20 мая 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в интересах Шрамко А.Ю. в суд с иском к Правительству Ростовской области, Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" города Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что Шрамко А.Ю., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону N 46 от 16.02.2009 года Шрамко А.Ю. принят на квартирный учет с включением в список внеочередного предоставления жилья как сирота на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
До настоящего времени жилое помещение Шрамко А.Ю. не предоставлено.
Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прокурор просил суд обязать Правительство Ростовской области, Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Шрамко А.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 мая 2013 года суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделяемых на эти цели Правительством Ростовской области предоставить Шрамко А.Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Администрацией г.Ростова-на-Дону в лице представителя Маныч Н.В. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению апеллянта, Администрацией г. Ростова-на-Дону не нарушались права сироты Шрамко А.Ю., так как все действия Администрации г. Ростова-на-Дону строго регламентированы действующим законодательством, как федеральным, так и законодательством субъекта РФ - Ростовской области, которым закреплен механизм реализации Федерального закона.
Полагает, что при вынесении обжалуемого решения, суду следовало руководствоваться не только ФЗ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", но и Областным законом от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Постановлением Правительства Ростовской области от 7.03.2013 года N 125 "О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 359", которым определен порядок осуществления этих полномочий.
Указывает, что на момент вынесения решения Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные функции относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Считает, что судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь корреспондирует обязанность субъекта РФ компенсировать из областного бюджета расходы, возникающие при осуществлении им этой обязанности.
Обращает внимание на то, что денежные средства на обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилого помещения Шрамко А.Ю. направлены в 2012 году на строительства жилого дома социального назначения, сдача которого в эксплуатацию намечена в 4 квартале 2013 года.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Пика Ю.А., полагавшей подлежащим исключению из резолютивной части указание на источник финансирования, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Шрамко А.Ю., 21.12.1992 года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие того, что его родители: мать Шрамко А.А. умерла, а отец Шрамко Ю.В. лишен родительских прав по решению суда.
В соответствии с постановлением главы Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону N46 от 16.02.2009 года Шрамко Ю.В. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилья с семьей из одного человека. Также Шрамко А.Ю. включен в список пофамильного распределения средств федерального и областного бюджетов, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2010 году Шрамко А.Ю. исполнилось 18 лет, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
В настоящее время Шрамко А.Ю. зарегистрирован и проживает у своего опекуна по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, Федеральным Законом N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом РО от 22.06.2006 г. N 449-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 г. N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" в ред. Постановления от 07.03.2013 г. N 125 пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав Шрамко А.Ю. и принял обжалуемое решение, которым обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Шрамко А.Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением в данной части, полагает его законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 1 января 2013 года утратили силу. Поскольку введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), при вынесении обжалованного решения суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ независимо от момента возникновения спорных правоотношений.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Доводы апеллянта об отсутствии централизованного финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную при рассмотрении иска в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном понимании норм материального права.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования о предоставлении жилой площади, суд первой инстанции неверно пришел к выводу о том, что жилое помещение подлежит предоставлению за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделяемых на эти цели Правительством Ростовской области.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (вместе с Положениями). Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно установлен, то решение суда не должно его подменять.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 20 мая 2013 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующем виде:
Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Шрамко А.Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.