Судебная коллегия по гражданским делам [ФИО]1 областного суда
в составе:
председательствующего судьи [ФИО]3
судей: Жиляевой О.И. и Шамрай М.С.
при секретаре [ФИО]6
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи [ФИО]3 дело по апелляционной жалобе Котелева С.М. на решение Октябрьского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ,
УСТАНОВИЛА:
[ФИО]7 обратился в суд с иском к [ФИО]1 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН , просил признать за ним право на получение пенсии с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исходя из 100 % денежного довольствия, применяемого при исчислении пенсии, указав, что с 1994 г. он является пенсионером Министерства обороны и получает пенсию через ВК РО. С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ответчик произвел перерасчет его пенсии со ссылкой на Федеральный закон от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Истец полагал, что назначенная ему пенсия не подлежит пересмотру в порядке предусмотренном редакцией ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении военнослужащих ... " от 12.-2.1993г НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (далее - Закон НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ), так как предусмотренный данной нормой новый расчет пенсии, исходящий из 54 % денежного довольствия, должен применяться только при назначении пенсии с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Помимо того истец полагал, что изменение структуры (размера) процентной надбавки за выслугу лет (с 70% до 40%), как была незаконно, по мнению истца, снижена и классная квалификация (с 35% до 15%), влияющая на размер оклада по воинской должности, принимаемого для исчисления пенсии за выслугу лет.
Действия ответчика истец считает незаконными, в связи с чем просил суд восстановить с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА его право на получение пенсии в размере, исчисленном исходя из 100% денежного довольствия, обязав ответчика с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА производить выплату пенсии в размере 34885,87 руб., а также взыскать задолженность за период с 01 января по октябрь 2012 года в сумме 158858,40 руб.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, с участием представителя, который исковые требования уточнил и просил выплату пенсии истцу с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА производить в размере 47017,75 руб., а также взыскать задолженность за период с 01 января по декабрь 2012 года в сумме 268247,04 руб.
Представитель [ФИО]1 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Решением Октябрьского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в удовлетворении исковых требований [ФИО]7 отказано.
Постановляя решение, суд первой инстанции (далее - суд) руководствовался нормами ст. 43 Закона РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", положениями Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ст. 12 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и исходил из того, что перерасчет пенсии истца, в основу которого положен расчет денежного довольствия исходя из 54 % оклада по должности, оклада по специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты, связанные с индексацией денежного довольствия, произведен ответчиком с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с учетом положений указанных законов в их взаимосвязи, в силу прямого указания закона, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Истец не согласился с указанным решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель жалобы полагает решение суда незаконным, необоснованным и постановленным с нарушением норм материального права, излагая доводы, аналогичные доводам искового заявления и акцентирует внимание судебной коллегии на то обстоятельство, что Закон РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не предусматривает, по мнению истцовой стороны, повторное исчисление назначаемых пенсий военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, и назначенная истцу пенсия подлежит только пересмотру и не содержат прямого указания на то, что они распространяются на лиц, пенсии которым назначены до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , то есть не указывают на возможность их распространения на отношения, возникшие до введения ее в действие, и соответственно, без специального указания не могут быть распространены на пенсии, назначенные в соответствии с нормами указанного закона до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
По мнению истца суд подменил установленный законодательством и гарантированный государством при увольнении с [ФИО]1 службы размер пенсии в процентах по отношению к денежному содержанию военнослужащего, на рассчитанный размер пенсии в рублях, который в силу своей "разнонаправленной" изменчивости (инфляция, снижение стимулов к прохождению службы, и др.) не может являться стабильной гарантией государства.
Представитель [ФИО]7 - [ФИО]8 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ВК РО [ФИО]9 против доводов апелляционной жалобы возражал.
Заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела, судебная коллегия приходит не находит правовых оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы, исходя при этом из следующего.
Так, обращаясь в суд с настоящим иском, [ФИО]7 сослался на несогласие с механизмом исчисления выплачиваемой ему пенсии в соответствии с внесенными в [ФИО]1 пенсионное законодательство изменениями, полагая при этом, что расчет выплачиваемой пенсии должен производиться в порядке, действовавшем на момент возникновения у него права на пенсию, то есть фактически истцом оспаривается законность изменений, внесенных в пенсионное законодательство.
В соответствии с положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Как следует из положений ст. 43 Закона РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... " в редакции, действующей с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия действующих военнослужащих. Для исчисления пенсии должны учитываться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: оклад по воинской должности или должностной оклад; оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях); ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), отличающаяся по своему размеру от надбавки, применяемой для исчисления денежного довольствия для действующих военнослужащих; выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере 54% и, начиная с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом "О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период ... " указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Частью 8 ст.12 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в соответствии с Законом Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 4468-1, подлежат пересмотру с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА .
Таким образом необходимость произвести перерасчет пенсий, назначенных до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с применением нового механизма исчисления пенсионного обеспечения, прямо предусмотрена положениями ст.12 Федерального закона N 309-ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ст.5 Федерального закона N 306 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Как усматривается из материалов дела, Котелев является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 1998г ... Размер его пенсии с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА составляет 18648,63руб. и по результатам перерасчета данный размер превышает размер пенсии за выслугу лет, исчисленную в соответствии с действовавшим законодательством по состоянию до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА более чем на 8000руб. То есть условие, предусмотренное ст. 5 ФЗ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН , не нарушено. При этом следует иметь в виду, что реформой как денежного довольствия военнослужащих, так и пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу предусмотрено именно номинальное, а не относительное увеличения размеров данных (спорных) выплат.
Таким образом исчисление истцу пенсии произведено в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 4468-1, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в действующей с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА редакции.
Доводы истца об ухудшении введенным с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА правовым регулированием порядка исчисления пенсии, являются необоснованными, поскольку новым законодательством устанавливается механизм номинального (фактического) увеличения размеров пенсий бывших военнослужащих, а не относительное увеличение, на чем фактически настаивает истец. Так как размер пенсии истца, исчисленный по действующим с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА правилам, выше уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным с [ФИО]1 службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , то при таком положении не ухудшается, а улучшается право истца на пенсионное обеспечение.
Доказательств снижения уровня пенсионного обеспечения истца в результате ее пересмотра с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА суду не представлено.
Ухудшение своего пенсионного обеспечения истец фактически связывает с тем, что к установленному с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА размеру денежного довольствия не применен установленный до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА механизм исчисления размера пенсии, но при этом полагает, что прежний механизм расчета пенсии за выслугу лет должен применяться к денежному довольствию, принимаемому для исчисления пенсии, установленному с 01.01 2012 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН истцом не учитывается, что порядок исчисления размера пенсий, установленный законодателем с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , включает в себя одновременно наличие двух условий: размер денежного довольствия, из которого рассчитывается пенсия, принимается в новом исчислении; механизм расчета (перерасчета) пенсии должен соответствовать прямому содержанию ст., ст. 14 и 43 Закона НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН , что исключает возможность произвольного выбора указанных условий по усмотрению истца (правообладателя, пенсионера). При этом следует иметь в виду и то, что размер оклада по воинской должности истца за классную квалификацию не может быть увеличен более чем на 15%, исходя из положений п. 5 Положения об определении квалификации летного состава государственной авиации в редакции Постановления Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН .
В соответствии с вышеизложенным в настоящем определении истцом, по мнению судебной коллегии, фактически ставится вопрос о применении к расчету (перерасчету) его пенсии за выслугу лет выборочных положений как действующей с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА редакции ст. 43 Закона РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН , так и положений утратившей силу с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА прежней редакции этой же правовой нормы: истец полагает необходимым, для сохранения его права на предполагаемое "полное" пенсионное обеспечение, принять для расчета размеры окладов по воинской должности и по воинскому званию в новых, установленных с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА для действующих военнослужащих, размерах из расчета 100%, применив к ним процентную надбавку за выслугу лет (и надбавки к должностному окладу за квалификацию) в прежнем значении, предусмотренном п. 6 ст. 13 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (для истца она составляла 59%). Истец считает, что исчисление (перерасчет) его пенсии в соответствии с новой редакцией ст. 43 Закона НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приводит не к увеличению его пенсии (хотя номинальное повышение имеет место), а к ее относительному (сравнительному) уменьшению.
При этом истцом, как следует из объяснений его представителя в суде апелляционной инстанции, адекватно понимаются законодательные положения нового содержания ст. 43 Закона НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и сопутствующих нормативных правовых актов, однако при этом Тарасов считает, что в данном случае ущемляются (нарушаются) его Конституционные права и он просит о прямом применении судебной коллегией Конституции РФ при разрешении данного спора. Также истец полагает, что перерасчет пенсии не мог быть произведен без его заявления, что в данном случае прямо противоречит положениям ст. 49 Закона НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и при этом истец не желает получать пенсию в ранее исчисленном размере без учета ее (пенсии) повышения с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , но в то же время истец не изъявляет желания получать пенсию в прежнем размере, исчисленном до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
При указанных обстоятельствах истцу следует учитывать, что необходимость производства перерасчета пенсий, назначенных до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , с применением нового механизма исчисления пенсионного обеспечения прямо предусмотрена положениями ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ., а у судов общей юрисдикции не имеется полномочий по проверке соответствия Конституции РФ положений Федеральных законов, о чем фактически ставится вопрос истцом - суды общей юрисдикции являются правоприменительными органами, то есть судебная коллегия проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения лишь в пределах его (решения) соответствия действующему законодательству.
Таким образом судебная коллегия приходит к выводу, что в связи с изменением правового регулирования вопросов о социальных гарантиях военнослужащих и пенсионеров из числа лиц, проходивших военную службу, ухудшения имущественного положения истца не произошло, напротив, пенсия истца была увеличена по сравнению с ранее выплачиваемой до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , то есть у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований, данные доводы были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная, по мнению судебной коллегии, правовая оценка, основанная на исследованных и оцененных в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
. На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА оставить без изменения, а апелляционную жалобу [ФИО]7 оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.