Судебная коллегия по гражданским делам [ФИО]1 областного суда
в составе:
председательствующего судьи Хейло И.Ф.
судей: Жиляевой О.И. и Шамрай М.С.
при секретаре [ФИО]6
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Хейло И.Ф. дело по апелляционной жалобе [ФИО]7 на решение Октябрьского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ,
УСТАНОВИЛА:
[ФИО]7 обратился в суд с иском к [ФИО]1 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН , просил признать за ним право на получение пенсии с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исходя из 100 % денежного довольствия, применяемого при исчислении пенсии, указав, что с 2006г. он является пенсионером Министерства обороны и получает пенсию через ВК РО. С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ответчик произвел перерасчет его пенсии со ссылкой на Федеральный закон от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Истец полагал, что назначенная ему пенсия не подлежит пересмотру, так как предусмотренный законом расчет пенсии исходя из 54 % денежного довольствия, должен применяться, по мнению истца, только при назначении пенсии после ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Действия ответчика истец считает незаконными в связи с чем просил суд восстановить с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА право на получение пенсии в размере, исчисленном исходя из 100% денежного довольствия, обязав ответчика с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА производить выплату пенсии в размере 33152руб., а также взыскать задолженность за период с 01 января по октябрь 2012 года в сумме 1152499,20 руб.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, с участием его представителя, который исковые требования уточнил и просил выплату пенсии истцу с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА производить в размере 40256руб., а также взыскать задолженность за период с 01 января по декабрь 2012 года в сумме 268247,04руб.
Представитель [ФИО]1 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Решением Октябрьского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в удовлетворении исковых требований [ФИО]8 отказано.
Постановляя решение, суд первой инстанции (далее - суд) руководствовался нормами ст. 43 Закона РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", положениями Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ст. 12 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и при этом исходил из того, что перерасчет пенсии истца, в основу которого положен расчет денежного довольствия исходя из 54 % оклада по должности, оклада по специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты, связанные с индексацией денежного довольствия, произведен ответчиком с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с учетом положений указанных законов в их взаимосвязи, в силу прямого указания закона, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Истец не согласился с указанным решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель жалобы полагает решение суда незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права, излагая доводы, аналогичные доводам искового заявления и полагая при этом, что Закон РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не предусматривает повторного исчисления назначенных ранее ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по новому порядку, предусмотренному с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , пенсий военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а ранее назначенная истцу пенсия подлежит только пересмотру и закон не содержат прямого указания на то, что нормы измененного пенсионного законодательства распространяются на лиц, пенсии которым назначены до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , то есть не указывают, по мнению истца, на возможность их распространения на отношения, возникшие до введения ее в действие, и соответственно, без специального указания не могут быть распространены на пенсии, назначенные в соответствии с нормами указанного закона до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
По мнению [ФИО]7 суд подменил установленный законодательством и гарантированный государством при увольнении размер пенсии в процентах по отношению к денежному содержанию военнослужащего, на рассчитанный размер пенсии в рублях, который в силу своей разнонаправленной изменчивости (инфляция, снижение стимулов к прохождению службы, и др.) не может являться стабильной гарантией государства.
Представитель истца - [ФИО]9 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ВК РО [ФИО]10 против доводов апелляционной жалобы возражал.
Заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы, исходя при этом из следующего.
Так, обращаясь в суд с настоящим иском, [ФИО]7 сослался на несогласие с механизмом исчисления выплачиваемой ему пенсии в соответствии с внесенными в [ФИО]1 пенсионное законодательство изменениями, полагая при этом, что расчет выплачиваемой пенсии должен производиться в порядке, действовавшем на момент возникновения у него права на пенсию, то есть фактически истцом оспаривается законность изменений, внесенных в пенсионное законодательство.
В соответствии с положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Как следует из положений ст. 43 Закона РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... " в редакции, действующей с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия действующих военнослужащих. Для исчисления пенсии должны учитываться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: оклад по воинской должности или должностной оклад; оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях); ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), отличающаяся по своему размеру от надбавки, применяемой для исчисления денежного довольствия для действующих военнослужащих; выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере 54% и, начиная с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом "О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период ... " указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Частью 8 ст.12 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в соответствии с Законом Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 4468-1, подлежат пересмотру с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА .
Таким образом необходимость произвести перерасчет пенсий, назначенных до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с применением нового механизма исчисления пенсионного обеспечения, прямо предусмотрена положениями ст.12 Федерального закона N 309-ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ст.5 Федерального закона N 306 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Как усматривается из материалов дела, [ФИО]7 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 2006г. и размер его пенсии с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА стал составлять 18919,21руб. по результатам перерасчета и данный размер превышает размер пенсии за выслугу лет, исчисленную в соответствии с действовавшим законодательством по состоянию до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (10186,58руб.) более чем на 8000руб. То есть условие, предусмотренное ст. 5 ФЗ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН , не нарушено. При этом следует иметь в виду, что реформой как денежного довольствия военнослужащих, так и пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу предусмотрено именно номинальное, а не относительное(процентное, как указывает истец) увеличения размеров данных (спорных) выплат.
Таким образом исчисление истцу пенсии произведено в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 4468-1, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в действующей с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА редакции.
Доводы истца об ухудшении введенным с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА правовым регулированием порядка исчисления пенсии, являются необоснованными, поскольку новым законодательством устанавливается механизм номинального (фактического) увеличения размеров пенсий бывших военнослужащих, а не относительное их увеличение, на чем фактически настаивает истец. Так как размер пенсии истца, исчисленный по действующим с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА правилам, выше уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным с [ФИО]1 службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , то при таком положении не ухудшается, а улучшается право истца на пенсионное обеспечение.
Доказательств снижения уровня пенсионного обеспечения истца в результате ее пересмотра с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА суду не представлено.
Ухудшение своего пенсионного обеспечения истец фактически связывает с тем, что к установленному с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА размеру денежного довольствия действующих военнослужащих не применен установленный до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА механизм исчисления размера пенсии, то есть при этом истец полагает, что прежний механизм расчета пенсии за выслугу лет должен применяться к денежному довольствию, принимаемому для исчисления пенсии, установленному с 01.01 2012 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН истцом не учитывается, что порядок исчисления размера пенсий, установленный законодателем с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , включает в себя одновременно наличие двух условий: размер денежного довольствия, из которого рассчитывается пенсия, принимается в новом исчислении; механизм расчета (перерасчета) пенсии должен соответствовать прямому содержанию ст., ст. 14 и 43 Закона НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН , что исключает возможность произвольного выбора указанных условий по усмотрению истца (правообладателя, пенсионера).
В соответствии с вышеизложенным в настоящем определении истцом, по мнению судебной коллегии, фактически ставится вопрос о применении к расчету (перерасчету) его пенсии за выслугу лет выборочных положений как действующей с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА редакции ст. 43 Закона РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН , так и положений утратившей силу с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА прежней редакции этой же правовой нормы: истец полагает необходимым, для сохранения его права на предполагаемое "полное" пенсионное обеспечение, принять для расчета размеры окладов по воинской должности и по воинскому званию в новых, установленных с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА для действующих военнослужащих, размерах из расчета 100%, применив к ним процентную надбавку за выслугу лет в прежнем значении, предусмотренном п. 6 ст. 13 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (для истца она составляла 70%, то есть являлась предельной, как предельной является и процентная надбавка, примененная при перерасчете пенсии истца с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - 40%). Истец считает, что исчисление (перерасчет) его пенсии в соответствии с новой редакцией ст. 43 Закона НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приводит не к увеличению его пенсии (хотя номинальное повышение имеет место), а к ее относительному (сравнительному) уменьшению.
При этом истцом, как следует из объяснений его представителя в суде апелляционной инстанции, адекватно понимаются законодательные положения нового содержания ст. 43 Закона НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и сопутствующих нормативных правовых актов, однако при этом истец считает, что в данном случае ущемляются (нарушаются) его Конституционные права и он просит о прямом применении судебной коллегией Конституции РФ при разрешении данного спора. Также истец полагает, что перерасчет пенсии не мог быть произведен без его заявления, что в данном случае прямо противоречит положениям ст. 49 Закона НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и при этом истец не желает получать пенсию в ранее исчисленном размере без учета ее (пенсии) повышения с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , но в то же время истец не изъявляет желания получать пенсию в прежнем размере, исчисленном до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
При указанных обстоятельствах истцу следует учитывать, что необходимость производства перерасчета пенсий, назначенных до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , с применением нового механизма исчисления пенсионного обеспечения прямо предусмотрена положениями ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ., а у судов общей юрисдикции не имеется полномочий по проверке соответствия Конституции РФ положений Федеральных законов, о чем фактически ставится вопрос истцом - суды общей юрисдикции являются правоприменительными органами, то есть судебная коллегия проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения лишь в пределах его (решения) соответствия действующему законодательству.
Таким образом судебная коллегия приходит к выводу, что в связи с изменением правового регулирования вопросов о социальных гарантиях военнослужащих и пенсионеров из числа лиц, проходивших военную службу, ухудшения имущественного положения истца не произошло, напротив, пенсия истца была увеличена по сравнению с ранее выплачиваемой до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА , то есть у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований, данные доводы были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная, по мнению судебной коллегии, правовая оценка, основанная на исследованных и оцененных в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Руководствуясь изложенным и ст., ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА оставить без изменения, а апелляционную жалобу [ФИО]7 оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.