Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Сидоренко О.В.
Судей Нестеровой Е.А., Жиляевой О.И.
При секретаре Луневой О.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по кассационным жалобам Янкович В.А., Администрации Зерноградского района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 30.03.2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Янкович В.А. обратился в суд с иском к Администрации Зерноградского района Ростовской области, 3-е лицо УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области, в котором, с учетом уточненных требований, просил обязать ответчика с 01.01.2011 года продолжить выплату государственной пенсии за выслугу лет, установленную ему до 01.06.2009 года, по Правилам "Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района", утвержденного Решением Собрания депутатов Зерноградского района N16 от 02.04.2008 года в редакции до 27.05.2009 года в размере 8 343 руб. 71 коп. и выплатить образовавшуюся задолженность с января 2009 года по 31.12.2010 года в размере 145 419 руб. 52 коп., задолженность по инфляции в размере 26 367 руб. 32 коп., компенсировать моральный вред в размере 100000 руб., судебные расходы в размере 200 руб.
В обоснование поданного иска истец указал, что распоряжением главы Зерноградского района Ростовской области N118 от 31.07.2008 года ему была назначена государственная пенсия за выслугу лет с 01.08.2008 года в размере 5 909 руб. 28 коп.
В связи с принятием Решения N15 от 30.06.2010 года "Об утверждении Положения "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе" с 01.08.2010 года был произведен перерасчет пенсии, ее размер стал составлять 4085 руб. 11 коп.
По мнению истца, уменьшение размера его пенсии произведено незаконно.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 30.03.3011 года исковые требования Янкович В.А. удовлетворены в части. Администрация Зерноградского района Ростовской области была обязана выплачивать Янковичу В.А. с 01.01.2011 года государственную пенсию за выслугу лет в размере 4 852 руб. 29 коп. с последующим перерасчетом по правилам Положения "Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района", утвержденного Решением Собрания депутатов Зерноградского района N16 от 02.04.2008 года. С Администрации Зерноградского района Ростовской области в пользу Янкович В.А. взыскана задолженность по выплате государственной пенсии за выслугу лет с 01.01.2009 года по 31.12.2010 года в размере 73 207 руб. 20 коп., инфляционные убытки в размере 7 823 руб. 98 коп., расходы по оплате доверенности в сумме 200 руб. В удовлетворении остальной части иска истцу было отказано.
С постановленным решением суда не согласился как Янкович В.А., так и Администрация Зерноградского района Ростовской области.
В кассационной жалобе Янкович В.А. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование своего не согласия с решением суда Янкович В.А. указывает, что суд первой инстанции необоснованно при определении размера пенсии за выслугу лет в состав его денежного содержания, учитываемого для определения государственной пенсии за выслугу лет, не учел ежегодную компенсацию на лечение, ежемесячное компенсационное пособие, ежемесячное денежное поощрение, квартальную премию.
Не учел суд 1-й инстанции и порядок перерасчета государственной пенсии за выслугу лет при увеличении или уменьшении в централизованном порядке денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет.
Не обоснованно, по мнению кассатора, суд 1-й инстанции отказал ему в компенсации морального вреда, поскольку со стороны ответчика имело место нарушение его прав.
В кассационной жалобе Администрация Зерноградского района Ростовской области также просит отменить решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 30.03.2011 года в удовлетворенной части иска Янкович В.А.
В обоснование своего не согласия с решением суда кассатор указывает, что Решением Собрания депутатов Зерноградского района от 02.04.2008 года N16 "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района" и распоряжением Главы Зерноградского района от 31.07.2008 года N118 Янковичу В.А. была установлена государственная пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность Зерноградского района.
30.06.2010 года Собранием депутатов Зерноградского района было принято решение N15 "Об утверждении Положения "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе", которым решение Собрания депутатов N16 от 02.04.2008 года признано утратившим силу. Вновь принятым Положением установлено, что государственные пенсии за выслугу лет, назначенные до вступления в силу указанного решения, рассчитываются по новым правилам. В связи с чем, Янковичу В.А. и был произведен перерасчет пенсии с 01.08.2010 года, размер который составил 5 938 руб. 25 коп. Принятие решения об изменении решения об изменении порядка определения размера государственной пенсии за выслугу лет, было вызвано недостатком бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального района.
Также кассатор указывает, что был вправе изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств дополнительного обеспечения.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает, установленных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене обжалуемого судебного решения в кассационном порядке.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Положениями ст. 3 названного Федерального закона установлены правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации. К их числу отнесены Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 5 того же Федерального закона установлена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, которая обеспечивается посредством, в том числе, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы.
Согласно ст. 10 ФЗ РФ от 02.03.2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 24 ФЗ РФ от 02.03.2007 года).
В Ростовской области порядок поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы, а также определение правового положения (статуса) муниципальных служащих установлены Областным законом Ростовской области от 09.10.2007 года N786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области".
В соответствии со ст. 8 названного Областного закона Ростовской области муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Нормами ст. 10 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 года N786-ЗС объем прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения распространен на муниципальных служащих.
Той же статьей Областного закона Ростовской области (п. 3) установлено, что условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При рассмотрении дела по существу судом 1-й инстанции установлено, что Янкович В.А. замещал выборную муниципальную должность Главы Администрации Мечетинского сельсовета Зерноградского района Ростовской области.
В соответствии с Решением Собрания депутатов Зерноградского района N16 от 02.04.2008 года Янкович В.А. с 09.04.2008 года распоряжением Главы Зерноградского района N118 от 31.07.2008 года установлена государственная пенсия за выслугу лет исходя из общего стажа муниципальной службы - 15 лет 01 месяц 20 дней, в том числе стажа нахождения на выборной должности - 01 год 08 месяцев 19 дней. Размер пенсии был определен по правилам Положения "Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района", утвержденного Решением Собрания депутатов Зерноградского района N16 от 02.04.2008 года и составил 6 504 руб. В соответствии с Решениями N164 от 27.05.2009 года и N15 от 30.06.2010 года, которыми был уменьшен состав денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, Янкович В.А. был произведен перерасчет пенсии в сторону уменьшения.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 12.04.2010 года, вступившим в законную силу, Решение Собрания депутатов Зерноградского района N164 от 27.05.2009 года было признано недействующим с момента его принятия.
Решением Собрания депутатов Зерноградского района N15 от 30.06.2010 года утверждено Положение "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе" и признаны утратившими силу Решения Собрания депутатов Зерноградского района N16 от 02.04.2008 года, N57 от 19.08.2008 года, N164 от 27.05.2009 года и N184 от 22.07.2009 года.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 22.11.2010 года, вступившим в законную силу 27.01.2011 года, признаны недействующими с 30.06.2010 года и не подлежащими применению 2 и 3 пункты Решения Собрания депутатов N15 от 30.06.2010 года "Об утверждении Положения "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе" в отношении лиц, пенсия которым назначена до вступления в силу настоящего решения, т.е. приобретших право на государственную пенсию за выслугу лет в соответствии с решением Собрания депутатов Зерноградского района от 02.04.2008 года N16 "Об утверждении Положения "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района".
Разрешая спор по существу и признавая за истцом право на получение пенсии за выслугу лет по правилам Положения "Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района", утвержденного Решением Собрания депутатов Зерноградского района N16 от 02.04.2008 года в редакции, действовавшей до 27.05.2009 года, с 01.01.2011 года, взыскание образовавшейся задолженности за период с 01.01.2009 года по 31.12.2010 года, суд 1-й инстанции принял во внимание признание недействующими Решения Собрания депутатов Зерноградского района N164 от 27.05.2009 года, которое, в свою очередь явилось основанием для перерасчета пенсии истца в сторону уменьшения, а также пунктов 2 и 3 Решения Собрания депутатов Зерноградского района от 30.06.2010 года N15, установивших необходимость перерасчета пенсий за выслугу лет, назначенных до вступления в силу указанного Решения.
Судебная коллегия находит выводы суда 1-й инстанции правомерными, поскольку они основаны на установленных и исследованных в судебном заседании обстоятельствах дела, обоснованно сослался на положения ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При разрешении вопроса о размере пенсии, подлежащей к выплате истцу с 01.01.2011 года, определении размера задолженности, суд 1-й инстанции обоснованно не включил в состав денежного содержания, учитываемого для определения государственной пенсии за выслугу лет, ежегодную компенсацию на лечение, ежемесячное компенсационное пособие, ежемесячное денежное поощрение.
Положениями ст. 7 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 года N786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должности муниципальной службы, а также из ежемесячных выплат и премий. К числу ежемесячных выплат законом отнесены: ежемесячная квалификационная надбавка к должностному окладу, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (сложность, напряженность, специальный режим работы и иные особые условия), ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размеры должностных окладов, а также размеры ежемесячных выплат, премий и порядок осуществления ежемесячных выплат, премирования устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ, областным законом и иными нормативными правовыми актами Ростовской области.
В соответствии с Положением "Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района" указанные выплаты не входят в состав денежного содержания. Решением Собрания депутатов Зерноградского района N121 от 27.02.2009 года эти выплаты отнесены к числу дополнительных гарантий.
Обоснованно суд 1-й инстанции не включил в состав денежного содержания, учитываемого для определения государственной пенсии за выслугу лет, ежемесячную надбавку за секретность, квартальную премию, поскольку, как следует из материалов дела, истцу указанная надбавка не устанавливалась, допуска к секретным документам он не имел, квартальная премия не выплачивалась и обратное истцом не доказано. Не установление надбавки за секретность, не выплата квартальной премии истцом в установленном законом порядке не оспорено.
Таким образом, суд 1-й инстанции правомерно определил ко взысканию в пользу истца пенсию за выслугу лет в размере 4 852 руб. 29 коп. ежемесячно, задолженность по выплате пенсии в размере 73207 руб. 20 коп.
Судебная коллегия также находит обоснованным вывод суда 1-й инстанции о признании за истцом права на взыскание в его пользу убытков, образовавшихся в связи с несвоевременной выплатой задолженности по пенсии в законном размере.
Отказывая истцу в удовлетворении требований в части компенсации морального вреда, суд 1-й инстанции правомерно исходил из того, что рассматриваемый спор связан с нарушением пенсионных прав истца и затрагивает его имущественные права. Положениями действующего специального закона, подлежащего применению при разрешении настоящего спора, возможность компенсации морального вреда не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд 1-й инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.
Разрешая спор по существу, суд 1-й инстанции правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую оценку исследованным доказательствам, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационных жалоб судебной коллегией отклоняются, поскольку по сути они повторяют обоснование поданного иска и возражения на иск, не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Изучение материалов дела не дает оснований признать состоятельными доводы кассационных жалоб для отмены решения суда. В решении суда отражены указанные истцом в подтверждение своей позиции доводы и судом дана оценка установленному в результате их проверки.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 30.03.2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Янкович В.А., Администрации Зерноградского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.