Судья Ростовского областного суда Порутчиков И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ... адвоката Воротынцева Д.С. на постановление судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 23 августа 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ... ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 23.08.2013 г. ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушения (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Судья указал, что исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации следует осуществить путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего выдворению за пределы Российской Федерации.
В жалобе адвокат Воротынцев Д.С. просит отменить постановление судьи районного суда и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что в действиях ... отсутствует состав административного правонарушения.
В судебное заседание явились ... и его защитник, представитель УФМС РФ по РО в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы защитника ... адвоката Воротынцева Д.С., выслушав ... и его защитника, судья Ростовского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.5).
Постановлением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 23.08.2013 г. установлено, что ... находится на территории Российской Федерации по адресу: ... , без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Действия ... квалифицированы судьей по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с положениями ст. 26.1 - 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события правонарушения, предметом доказывания по делу являются обстоятельства, изложенные как обстоятельства правонарушения в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление судьи должно содержать обстоятельства правонарушения, установленные судом при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.
Данные требования КоАП РФ были нарушены судьей при вынесении постановления.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин должен иметь действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что ... паспортом гражданина Республики Армения не документирован.
... не имеет документа, удостоверяющего личность на территории Российской Федерации.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 30.08.2011 года установлен факт постоянного проживания ... на территории Российской Федерации с 01.09.2000 года по настоящее время.
Норма статьи 18.8 КоАП РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В редакции статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действующей на момент вынесения Аксайским районным судом Ростовской области решения от 30.08.2011 г., суды устанавливали факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе, факты постоянного проживания гражданина на территории Российской Федерации.
Как указывалось выше, частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе и тогда, когда у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание.
Из материалов дела усматривается, что при вынесении решения об установлении факта постоянного проживания к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлекалось УФМС РФ по РО. При этом судом установлено, что ... прибыл на территорию Российской Федерации до вступления в силу Закона РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" из государства - участника СНГ и в порядке, не требующем получения визы. Решением суда от 30.08.2011 г. установлен факт постоянного проживания ... на территории Российской Федерации с 01.09.2000 г., и данный факт устанавливался им для получения разрешения на временное проживание в РФ без выезда за пределы РФ.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что ... обращался в УФМС по вопросу получения им разрешения на временное проживание и постановки на миграционный учет без выезда за пределы РФ (л.д.38-39).
Из изложенного усматривается, что судья при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности не исследовал данные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, а именно, установленный судом факт постоянного проживания ... с 01.09.2000 года по настоящее время и обращение в УФМС по вопросу получения им разрешения на временное проживание и постановки на миграционный учет без выезда за пределы РФ.
Таким образом, суд не установил, имеется ли в действиях ... состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом вышеизложенного суд приходит к однозначному выводу, что в данном конкретном случае обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, а именно, нарушение ... режима пребывания, установленного Законом РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", учитывая, что ... прибыл на территорию РФ в 2000 г. - до вступления данного закона в силу, являются недоказанными.
При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 23.08.2013г. - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ... прекратить.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.