Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Смирнова Е.А., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи Смирнова Е.А.
при секретаре Ткач И.И.,
с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" по доверенности Метальникова Д.В. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 08 апреля 2014 года.
Выслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Апшеронского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" Предгорный почтамт о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию почтового отделения пос. Нефтегорск, расположенного по адресу: Краснодарский край, пос. Нефтегорск, ул. " ... " .
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения мониторинга состояния доступности объектов социальной инфраструктуры Апшеронского района на предмет соблюдения требований законодательства об обеспечении доступности для инвалидов было установлено, что в здании почтового отделения пос. Нефтегорск высота порога на входе в здание ОПС пос. Нефтегорск - не менее 0,1 м. при допустимом не более 0,015 м.; ширина дверного проема на входе - не более 0,7 м. при допустимом не менее 0,9 м. одной створки в свету. Таким образом, в здании ОПС п. Нефтегорск, расположенном по вышеуказанному адресу, не обеспечена возможность беспрепятственного доступа для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, что не соответствует нормативным требованиям. В связи с чем прокурор в интересах неопределенного круга лиц был вынужден обратиться в суд и просил признать незаконным бездействие УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" Предгорный почтамт, выразившееся в отсутствии беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к объекту социальной инфраструктуры; возложить обязанность на УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" Предгорный почтамт обеспечить доступность инвалидам и маломобильным гражданам к объекту социальной инфраструктуры - зданию почтового отделения пос. Нефтегорск, расположенного по адресу: Краснодарский край, пос. Нефтегорск, ул. " ... "
В судебном заседании суда первой инстанции представитель прокуратуры Апшеронского района Коротова А.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" по доверенности Метальников Д.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что оставшиеся нарушения будут устранены.
Представитель Управления социальной защиты населения в Апшеронском районе по доверенности Охрименко В.А. в судебном заседании подтвердил нарушения, указанные в акте от 14.03.2014 г.
Обжалуемым решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 08 апреля 2014 года признано незаконным бездействие УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" Предгорный почтамт, выразившееся в отсутствии беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры; на УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" Предгорный почтамт возложена обязанность обеспечить доступность для инвалидов и маломобильных граждан к объекту социальной инфраструктуры - почтовому отделению пос. Нефтегорск, расположенному по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, пос. Нефтегорск, ул. " ... " .
В апелляционной жалобе представитель УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" по доверенности Метальников Д.В. просил решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 08 апреля 2014 года отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что решение незаконное, необоснованное, вынесено с нарушением норм материального права и подлежит отмене в связи с тем, что Предгорный почтамт не является собственником помещения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, пос. Нефтегорск, ул. " ... " , используемого под отделение почтовой связи Предгорный почтамт. По мнению ответчика, на него нельзя возложить обязанность по проведению работ по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. Кроме того, привел довод о том, что установкой кнопки вызова сотрудников ОПС Предгорный почтамт созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 указанного закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На основании ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В силу ст. 3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся в том числе: здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации (почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет-киоски и другие здания и сооружения).
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного закона Краснодарского края, объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров; лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта; специальными указателями (международными символами) переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях; звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтируемых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами; местами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов.
Как следует из материалов дела, 14.03.2014 г. прокуратурой Краснодарского края, прокуратурой Апшеронского района, управлением социальной защиты населения в Апшеронском районе в результате обследования состояния доступности здания ОПС п. Нефтегорск, расположенного по адресу: Апшеронский район, п. Нефтегорск, ул. " ... " , установлено нарушение требований доступности для инвалидов, а именно: высота порога на входе в здание ОПС пос. Нефтегорск составляет не менее 0,1 м. при допустимом не более 0,015 м.; ширина дверного проема на входе - не более 0,7 м. при допустимом не менее 0,9 м. одной створки в свету, что противоречит требованиям СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605.
Согласно п. 5.1.4. СП 59.13330.2012, наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
В силу п. 5.2.4. СП 59.13330.2012 ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
Судом первой инстанции установлено, что ОПС Предгорный почтамт, относящийся к объектам социальной инфраструктуры, осуществляет свою деятельность в помещении, расположенном по адресу: Апшеронский район, п. Нефтегорск, ул. " ... " , принадлежащем на праве собственности ФГУП "Почта России".
На основании изложенного, учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - отделению почтовой связи является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
При этом, возлагая обязанность на УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" Предгорный почтамт обеспечить доступность для инвалидов и маломобильных граждан к объекту социальной инфраструктуры - почтовому отделению пос. Нефтегорск, расположенному по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, пос. Нефтегорск, ул. " ... " , суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что именно данный ответчик использует нежилое помещение под объект социальной инфраструктуры.
Кроме того, в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом положения ст. 15 указанного закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой, а также от отсутствия соответствующего финансирования организации.
Ссылка в жалобе на то, что в настоящее время в отделении почтовой связи установлена кнопка вызова персонала, не опровергает выводы суда первой инстанции, поскольку данная мера не обеспечивает постоянный беспрепятственный доступ маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 08 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" по доверенности Метальникова Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.